Сергей Чиликов. Ялта, 2000. Собрание МАММ

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА

В РАМКАХ XIII МЕЖДУНАРОДНОГО МЕСЯЦА ФОТОГРАФИИ В МОСКВЕ «ФОТОБИЕННАЛЕ – 2020»

ПРЕДСТАВЛЯЮТ ВЫСТАВКУ

СЕРГЕЙ ЧИЛИКОВ (1953 – 2020). РЕТРОСПЕКТИВА

Куратор: Ольга Свиблова
Стратегический партнер музея: МТС 

Этим летом из жизни ушел замечательный фотограф, человек, очень много сделавший для российской фотографии — Сергей Чиликов. 

С 1981 по 1992 год кандидат философских наук, написавший три блистательные книги по философии, организовывал фотографические фестивали в Чебоксарах и Йошкар-Оле. Эти фестивали стали очень важным фактором развития отечественной фотографии. 

С 2000 года наш музей, в коллекции которого находится около 700 работ Сергея Чиликова, активно работал с художником, выставляя его как в России, так и за рубежом.

Чиликов приходит в фотографию во второй половине 1970-х годов, в эпоху брежневского застоя. Он не только выразил это время, но и опередил его. Сергей Чиликов изобрел свой метод — фотопровокации. Его камера, направленная на человека, оказывалась излучением внимания, которого этот человек был фактически лишен в монотонной обыденной жизни, предельно ограниченной рамками абсурдной советской системы. 

Сергей Чиликов. Тува, 1991. Собрание МАММ

Его фотоперформансы, с одной стороны, выражали коллективное бессознательное homo soveticus и, одновременно, провоцировали его участников к самовыражению «естественного» в человеке — того, что было глубоко скрыто за искусственными правилами и нормами. В результате возникало удивительное напряжение между статикой «неестественных» поз и динамикой внутреннего состояния людей. Сергей Чиликов артикулировал в своих работах имманентный разрыв между мечтой и окружающей реальностью. Фотографии Сергея Чиликова — визуализация чеховского мироощущения, в котором абсурд и терзание свободного духа реализуются в замкнутых контекстах банальной повседневности.

Для построения своих сложных многоуровневых композиций Сергей Чиликов использовал теорию остранения. Он начал делать свои фотоперформансы в глубокой русской провинции, реалии которой были лишь фоном, а то настоящее и главное в людях, что он магически проявлял, шамански пританцовывая со своей камерой, оказалось общечеловеческим и понятным без перевода. В результате его метод, появившийся в далеком и изолированном от окружающего мира СССР, оказался востребованным во всем мире. Его выставки имели феерический успех и во Франции, и в Италии, и в Британии.

Сергей Чиликов. Йошкар-Ола, 1995. Собрание МАММ

Многим казалось, что Чиликов странный и полуюродивый, но ведь только юродивым можно говорить правду. Юродивый философ и словом — своими книгами, и своими фотографиями рассказал нам экзистенциальную правду о каждом из нас. А еще он был бесконечно добрый, очень любил жизнь и людей. 

Сергей Чиликов многократно участвовал в московских «Фотобиеннале», биеннале «Мода и стиль в фотографии», фестивале «Международные фотографические встречи в Арле» (2002), «Международном месяце фотографии» в Риме, художественной программе Photo London и др. Он участвовал в коллективных выставках в Европейском доме фотографии и других европейских музеях. Работы Сергея Чиликова находятся в собраниях МАММ/МДФ, а также в частных российских и зарубежных коллекциях. Чиликов — лауреат премии «Серебряный венок».

______________________________________________

Сергей Чиликов родился 26 июня 1953 года в деревне Килемары Марийской Республики, окончил Педагогический институт в Йошкар-Оле. С 1976 по 1991 год преподавал философию в Университете Йошкар-Олы. Автор трех философских книг, перед смертью он закончил четвертую книгу, которую МАММ надеется издать. В 1970-х занялся фотографией. Умер 21 июня 2020 в Йошкар-Оле.

Сергей Чиликов. Алатырь, 1995. Собрание МАММ