ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА

В РАМКАХ XIII МЕЖДУНАРОДНОГО МЕСЯЦА ФОТОГРАФИИ В МОСКВЕ «ФОТОБИЕННАЛЕ – 2020»

ПРЕДСТАВЛЯЮТ ВЫСТАВКУ

Митч Эпштейн. American Power

Проект представлен Galerie Thomas Zander
Куратор: Анна Зайцева
При поддержке Посольства США в России
Стратегический партнер музея: Mastercard


Митч Эпштейн. Завод BP в Карсоне, Калифорния. 2000 Из серии «Сила Америки» © Black River Productions, Ltd. / Mitch Epstein, courtesy Galerie Thomas Zander, Cologne

В рамках «Фотобиеннале-2020» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку одного из самых влиятельных современных американских фотографов-документалистов Митча Эпштейна «American Power».

Помимо знаменитого цикла American Power («Сила Америки»), над которым фотограф работал с 2003 по 2008 год, в экспозицию вошла серия «На отдыхе. Американские фотографии» (Recreation, American Photographs, 1973—1988) и новый проект «Права собственности» (Property Rights, 2017—2018).

Отправляясь по заданию газеты New York Times фотографировать снос городка Чешир в штате Огайо, Митч Эпштейн и не подозревал, что эти съемки станут началом многолетнего проекта.

Эпштейн вспоминал: «Меня отправили заснять исчезновение города Чешир в штате Огайо — результат скупки его земли компанией American Electric Power. Около двухсот жителей города жаловались на проблемы со здоровьем, вызванные загрязнением окружающей среды местной угольной электростанцией, принадлежащей этой компании. Почти каждый из них взял предложенные фирмой деньги и уехал, подписав обязательство никогда не подавать на нее в суд. Я наблюдал, как жилые дома сносили за нескольких минут, а их бывшие владельцы бродили по руинам прежней жизни, пытаясь спасти хоть что-то. Позже, вернувшись в Нью-Йорк, я уже не мог отделаться от мыслей, вызванных уничтожением города». 

Митч Эпштейн. Бридж-Сити, Луизиана. 1984 Из серии «На отдыхе. Американские фотографии». 1973–1988 © Black River Productions, Ltd. / Mitch Epstein, courtesy Galerie Thomas Zander, Cologne

Эпштейн решил сделать проект о производстве и потреблении энергии в Соединенных Штатах. В течение следующих пяти лет он путешествовал по стране и фотографировал самые разные электростанции: угольные, атомные, ветряные, солнечные, гидроэлектростанции и т.д. Но серия American Power — не просто рассказ о разнообразии энергетической промышленности первого десятилетия XXI века. Прежде всего, это исследование американского общества, выражающее гражданскую позицию фотографа. Митч Эпштейн заостряет внимание на соблюдении личных прав и свобод в стране, а также на экологических проблемах, возникающих из-за корысти индустриальных гигантов и их равнодушия к окружающей среде.

«Я был захвачен картиной тесных отношений энергии и власти (power) — электрическая энергетика связана с политической властью, которая связана с властью корпоративной, — а энергия гражданского сопротивления направлена против каждой из них. Скромная тема американской электроэнергетики стремительно переросла в исследование самой природы власти в Соединенных Штатах», — рассказывает Митч Эпштейн.

Митч Эпштейн. Коко-Бич I, Флорида. 1983 Из серии «На отдыхе. Американские фотографии». 1973–1988 © Black River Productions, Ltd. / Mitch Epstein, courtesy Galerie Thomas Zander, Cologne

Работая над проектом, Эпштейн путешествовал по всей стране, и со временем на его пути стали возникать всевозможные препятствия. После террористических атак 11 сентября 2001 местная полиция с явным подозрением относилась к съемке электростанций, поэтому фотографа несколько раз арестовывали. Митч Эпштейн писал, что эта серия фотографий увела его по ту сторону фундаментальных свобод Америки. Свобода, которую он на протяжении предыдущих 33 лет воспринимал как нечто само собой разумеющееся, перестала быть таковой. 

«Зрителю сложно пропустить эти кадры, потому что они подспудно, на уровне невидимых вибраций, передают мой личный опыт задержаний, обысков, запугивания и озлобления. Это воздействует гораздо глубже, чем однозначное политическое послание», — признается Митч Эпштейн.

В сериях «На отдыхе. Американские фотографии» (Recreation, American Photographs), представляющей собой антологию американской жизни, и «Права собственности» (Property Rights), рассказывающей о строительстве трубо- и газопроводов на территориях индейских резерваций и национальных парков США, затрагивающем серьезную тему исконных прав народов на землю, Митч Эпштейн пытается найти и передать правду о том, как живут американцы и какую цену они готовы платить за то, чтобы отстоять главные принципы, заложенные в Конституции США.

Митч Эпштейн. Лос-Анджелес II, Калифорния. 1974 Из серии «На отдыхе. Американские фотографии». 1973–1988 © Black River Productions, Ltd. / Mitch Epstein, courtesy Galerie Thomas Zander, Cologne


Митч Эпштейн родился в 1952 в городе Холиок, штат Массачусетс. Он был одним из первых авторов, которые в 1970-е начали исследовать новые художественные возможности цветной фотографии. Его работы находятся во многих важных музейных собраниях, включая Музей современного искусства, Метрополитен-музей и Музей американского искусства Уитни в Нью-Йорке, Музей Гетти в Лос-Анджелесе, Музей современного искусства в Сан-Франциско, а также Тейт Модерн в Лондоне.

За последние годы его персональные выставки прошли в Музее Хелмонда (Голландия), на площадке Andreas Murkudis (Берлин), галереях Yancey Richardson (Нью-Йорк) и Les Filles du Calvaire (Париж, 2016—2017), а также в Fondation A Stichting (Брюссель, 2013), галереях Sikkema Jenkins & Co. (Нью-Йорк, 2012) и Thomas Zander (Кельн, 2012), Фонде Анри Картье-Брессона (Париж, 2011), Художественном музее Бонна (2011) и Елисейском музее (Лозанна, 2011).

В 2013 в Центре искусств Уокера в Миннеаполисе состоялась презентация театральной постановки, созданной на основе серии фотоснимков American Power. Митч Эпштейн вместе с виолончелистом Эриком Фридлендером объединили в одном произведении живое музыкальное исполнение, рассказы, видео, фотопроекции и архивные материалы. Постановка Эпштейна и Фридлендера была также показана в Центре искусств Векснера (Огайо, 2014) и в Музее Виктории и Альберта (Лондон, 2015).

Митч Эпштейн. Ибор-Сити, Флорида. 1983 Из серии «На отдыхе. Американские фотографии». 1973–1988 © Black River Productions, Ltd. / Mitch Epstein, courtesy Galerie Thomas Zander, Cologne

Среди тринадцати опубликованных книг Митча Эпштейна можно отметить Sunshine Hotel («Отель „Саншайн“» , Steidl / PPP Editions, осень 2019); Rocks and Clouds («Камни и облака», Steidl, 2018); New York Arbor («Нью-Йоркские деревья», Steidl, 2013); Berlin («Берлин», Steidl / The American Academy in Berlin, 2011); American Power («Сила Америки», Steidl, 2009); Mitch Epstein: Work («Митч Эпштейн: работы», Steidl, 2006); Recreation: American Photographs 1973—1988 («На отдыхе. Американские фотографии 1973—1988», Steidl, 2005); а также Family Business («Семейный бизнес», Steidl, 2003), удостоенную премии Kraszna-Krausz Photography Book Award в 2004 году.

Митч Эпштейн — лауреат стипендии Гуггенхайма (2003). За серию «Сила Америки» в 2011 году Эпштейн был удостоен премии Prix Pictet. Также он был награжден Берлинской премией в области искусства и литературы Американской академии в Берлине (2008).

Эпштейн выступал в качестве режиссера, оператора-постановщика и художника-постановщика на съемках нескольких художественных фильмов: «Папа», «Миссисипи Масала» и «Салам Бомбей!».

Митч Эпштейн живет и работает в Нью-Йорке.