ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА

В РАМКАХ XIII МЕЖДУНАРОДНОГО МЕСЯЦА ФОТОГРАФИИ В МОСКВЕ «ФОТОБИЕННАЛЕ-2020»

ПРЕДСТАВЛЯЮТ ВЫСТАВКУ

Некоторый беспорядок. Произведения из коллекции Антуана де Гальбера

Проект представлен Коллекцией Антуана де Гальбера
Куратор: Антуан де Гальбер
При поддержке Посольства Франции в России и Французского Института в России
Стратегический партнер музея – МТС

Микаэль Суботски. Квабла и Яови Ахотор. 2007 © Mikhael Subotzky. Courtesy Goodman Gallery


Антуан де Гальбер — крупнейший французский коллекционер, меценат и основатель легендарного парижского арт-центра Maison Rouge («Красный дом»), который в течение 15 лет был местом, где проходили одни из самых интересных выставок, выходящих за рамки принятых парадигм кураторского подхода; местом, где демонстрировали современное искусство и арт-брют; местом, где показывали классиков и открывали новые имена. Выставочная деятельность Maison Rouge основывалась на огромной коллекции Антуана де Гальбера и других частных коллекционеров, а также музейных коллекциях. За 15 лет своего существования Maison Rouge стал одним из важнейших центров концентрации интеллектуальной энергии Парижа.

Выставка «Некоторый беспорядок. Произведения из коллекции Антуана де Гальбера» продолжает программу МАММ «Частные коллекции в музее». Выбор работ и ее структура эксплицируют те сложные и тонкие психологические механизмы, которые определяют выбор коллекционера, когда он включает ту или иную работу в свое собрание.

Экспозиция основана на фотографическом разделе коллекции Антуана де Гальбера и подготовлена специально для московской «Фотобиеннале-2020». В нее вошли как произведения самых влиятельных фотографов и художников, использующих в своем творчестве фотографию как медиа, так и работы неизвестных авторов, а также молодых художников, которые только входят в мир искусства. 

Дитер Аппельт. Обзорная башня. 1977 © Dieter Appelt, Courtesy Galerie Françoise Paviot

Выставка включает работы таких авторов, как Ман Рэй, Брассай, Константин Бранкузи, Йозеф Судек, Марио Джакомелли, Мирослав Тихий, Роман Опалка, Дитер Аппельт, Хилла Бехер, Аббас, Джоэл-Питер Уиткин, Хироси Сугимото, Энни Лейбовиц, Гилберт и Джордж, Андерс Петерсен, Гюнтер Брус, Аньес Жоффре, Микаэль Суботски и многих других.

Антуан де Гальбер пишет: «Вот уже более 30 лет я коллекционирую произведения различных направлений: ар-брют, народное творчество, примитивизм, модернизм, современное искусство. Многие из них были представлены в выставочных залах моего фонда La maison rougе, равно как и на других выставках во Франции и за ее пределами. Произведения моей коллекции были также представлены в виде самостоятельных музейных проектов.  Их названия: „Да будет так“ (Ainsi soit-il), „Путешествие в моей голове“ (Voyage dans ma tête), „Мой Париж“ (My Paris), „Сто портретов“ (Cent portraits), „Воспоминания о путешествии“ (Souvenirs de voyage), „Весь мир в голове“ (Le monde en tête), говорят о коллекционировании как об образе жизни, увлекательном путешествии, приключении.

Идея создания и показа проекта „Некоторый беспорядок“ в МАММ принадлежит Ольге Свибловой. Ею было предложено сфокусировать выставку исключительно на фотографических произведениях, хотя моя коллекция включает работы совершенно разных видов искусства и медиа. Не будучи профессиональным экспертом, я, как правило, приобретаю фотографии исходя из их месседжа и соответствия темам, которые мне особенно близки. Такие критерии, как уникальность фотоотпечатка или его роль в истории фотографии для меня второстепенны.

Сэм Самор. Шизофреническая красота. 2002 © Sam Samore. Courtesy Galerie Anne de Villepoix, Paris

Работы на выставке разделены по разным темам и сюжетам: звездные ночи, лица, взгляды, безумие, тело, смерть… Все они ставят вопросы о будущем человека, об участи человека и о его месте в мире. Они также говорят о сложности и неоднозначности человеческого бытия, раскрывают его темные стороны и противоречия. 

Датировка работ охватывает значительный период времени: от эпохи изобретения самой фотографии (Гийом Дюшен де Булонь, 1856) до сегодняшнего дня (Мари Катаяма и многие другие). Здесь есть как знаменитые авторы, так и те, чьи имена станут для многих открытием. Все это является следствием того, что я приобретаю произведения, которые мне действительно нравятся, а не те, которые „нужно“ купить.

Для частных коллекционеров поиск произведений, отражающих их мечты, фантазии или страхи, всегда подразумевает путешествие, как мысленное, так и географическое. Оно проходит на территории настолько бескрайней, что встреча со „своим“ произведением становится делом случая и удачи. 

Если коллекционер не гонится за модой и злободневными темами, его собрание будет сплетено как из редчайших удачных находок, так и из пробелов от несостоявшихся встреч, столь часто случающихся в жизни. Коллекция — это хаотичное собрание воспоминаний, привезенных из путешествий.  

Аньес Жоффре. Последний VIII. 2009 © Agnès Geoffray. Courtesy Galerie Maubert

Если речь не идет о собрании самоваров, то частная коллекция всегда производит впечатление некоторого беспорядка. Но есть и ощущение единства, которое проявляется в образе самого коллекционера, незримо отраженном в собственной коллекции». 

Раздел, посвященный иррациональной стороне человеческой природы, открывают фотографические портреты Антонена Арто, выполненные Ман Рэем (1926) и Дениз Коломб (1947). Арто — французский писатель, поэт, драматург, актер, режиссер и теоретик театра, посвятивший свою жизнь и творчество вопросу о новом обосновании искусства, его места в мире и права на существование. Арто разработал свою собственную театральную концепцию, получившую название «театр жестокости». Его театр выводил зрителя из обыденного эмоционального равновесия и проникал в подсознание, обнажая изначальную жестокость человеческого бытия. Состояния, выходящие за границы рационального, исследуют в своих работах Юджин Смит, Аньес Жоффре, Андерс Петерсен, Борис Михайлов, а также Кристиан Фогаролли, создавший свою фотографическую серию на основе архива итальянской психиатрической клиники.

Подобно тому, как человек стремится познать глубины своего подсознания, он стремится и к познанию Вселенной. «Космическая» глава выставки включает и научную фотографию, и художественные проекты: ее диапазон простирается от «Атласа северного Млечного Пути» (1934) американского астронома Фрэнка Элмора Росса, именем которого названы тысячи небесных тел, до проекта «Чистые звезды» французской художницы Жюльет Аньель, работы которой стали одним из главных открытий фестиваля «Международные фотографические встречи в Арле» в 2017 году.  

Альберто Гарсия-Аликс. Автопортрет с мокасинами. 1988 ©Alberto García-Alix

Столкновение возвышенного и низменного — прием, которым пользуются два других художника, представленных в этом разделе.  Для создания проекта «Скрытые жесты» Николас Ламас сканировал погасший экран iPad’а, «проявляя» на его поверхности царапины, отпечатки пальцев и пыль, которые образовали на глубоком черном фоне подобие астрономического ландшафта.  Испанский концептуалист Хоан Фонткуберта в проекте «Созвездия» снабжает каждую работу всеми атрибутами научной астрономической фотографии (координаты, точное время). Но на деле на них изображены насекомые и грязь, налипшие на лобовое стекло машины художника. Иронический проект, в котором мечта о космосе разбивается так же, как насекомые о лобовое стекло, ставит под вопрос доверие к фотографии как к бесспорно правдивому документу и проблематизирует взаимоотношения кажущегося и реального.

Помимо познания окружающего мира, человек сам, своим творческим актом, создает искусственный ландшафт, который становится неотъемлемой частью среды его обитания и объектом фотографического исследования. В этот раздел вошла фотографическая работа великого скульптора Константина Бранкузи, который именно фотографию считал идеальным способом передать «живой» динамический аспект его скульптур. Знаменитый японец Хироси Сугимото представлен работой «Кембрийский период» из своей легендарной серии «Диорамы». Художник неоднократно повторял, что всю свою жизнь никогда не верил своим глазам, так как никогда не был уверен в том, что увиденное им действительно существует: «Я всегда перемещался между реальностью и мечтой, пытаясь примирить эти два состояния».  Анализируя свою серию «Диорамы», он писал: «Мой фотоаппарат может вторично остановить время в диорамах, где оно уже было остановлено. Если убить что-то мертвое, можно ли его вернуть к жизни?.. Когда я фотографирую диораму, я — не просто зритель, но сам становлюсь частью нереального мира диорамы».  Нью-Йорк на фотографии Уокера Эванса, угольный конвейер Хиллы Бехер, архитектурные фотографии Доры Маар и Отто Вольса развивают тему искусственных ландшафтов, созданных человеком. 

1-я объединенная оперативная группа вооруженных сил США. Испытание «Бэйкер», операция «Перекресток». Атолл Бикини, 25 июля 1946 ©US Armed Forces Joint Task Forces One. Courtesy Daniel Blau, Munich

Раздел экспозиции, посвященный теме самоидентификации через телесность, открывается портретом Анри Тулуз-Лотрека (1892). В этот раздел вошли работы таких художников, как Эрвин Вурм, Гийом Треппоз, Иштван Сираньи, Гюнтер Брус, Энни Лейбовиц, Мари Катаяма и др., демонстрирующие, как по-разному в различных сферах фотографии — научной, прикладной, художественной — актуализировались различные подходы к теме телесности. Интерес к этой теме заново возникает в искусстве после Второй мировой войны, и, прежде всего, у венских акционистов, к которым принадлежал и Гюнтер Брус. Австрийский художник-концептуалист Эрвин Вурм «оснащает» человеческое тело фантастическими девайсами для увеличения его функциональности. Мари Катаяма, участник основного проекта 58-й Венецианской биеннале, в своих работах-перформансах сводит воедино основные линии современного художественного дискурса, связанного с телесностью. 

В России процесс серьезного коллекционирования фотографии начался только в последние десятилетия. Мы надеемся, что эта выставка будет интересна всем, кто любит искусство фотографии и тем, кто задумывается о том, на каких принципах можно строить частную коллекцию. 

Мари Катаяма. 25 дней в студии «Тацумаки» / Салон оптики «Судзуки» № 002. 2015 © Mari Katayama. Courtesy rin art association