К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне Музей Москвы открывает два онлайн-проекта: «Письмо. 75 слов о Войне» и «Борис и Ольга Игнатович. Два лица войны».

Выставки будут доступны на странице Музей Москвы Онлайн с 7 мая. 

«Письмо. 75 слов о Войне»

Генерал-майор Доватор Лев Михайлович. Фотоотпечаток. Коллекция Музея Москвы.

Дата открытия: 7 мая, 19:30
Место открытия: Youtube-канал Музея Москвы
Форма проведения: на странице Музей Москвы Онлайн 
Куратор: Ирина Карпачева

7 мая Музей Москвы проведет онлайн-открытие выставки «Письмо. 75 слов о Войне». Событие начнется в 19:30 в YouTube-канале Музея Москвы. Ссылка на трансляцию появится в соцсетях музея в день мероприятия. 

Куратор экспозиции «Письмо. 75 слов о Войне» Ирина Карпачева расскажет о том, как возникла идея проекта, как осуществлялся отбор писем и почему неотъемлемой частью выставки в офлайне станет спектакль. Ректор ГИТИСА Григорий Заславский и актриса Александра Белоглазова поделятся особенностями сценария и побеседуют с Анной Трапковой, директором Музея Москвы, о связи выставочных и театральных проектов. Также участники встречи поговорят о  том, как рассказывать о войне сегодня, и вспомнят и истории своих родственников, сражавшихся на фронте. 

Выставка «Письмо. 75 слов о Войне» рассказывает об одной из главных трагедий прошлого столетия через подлинные свидетельства очевидцев. В основе проекта — фронтовая переписка, личные записи и воспоминания москвичей. Вместо сухого языка цифр и фактов будет звучать «живой» голос участников войны, рассказывающих о самых драматических моментах обороны Москвы и первых минутах Победы: «Мы все повыскакивали с кроватей, стучимся в двери, кто-то из окон кричит: "Победа!" И прямо в чем были, в ночных рубашках во двор! Все целуются, плачут, смеются. Дожили, выдержали…» — из письма Светланы Поповой сестре 10 мая 1945 года.

Для онлайн-экспозиции собрано более пятидесяти писем. Они оцифрованы и расшифрованы, а также представлены в видеоформате. Тексты прозвучат в исполнении студентов выпускного курса актерского факультета Российского института театрального искусства – ГИТИС Мастерской народного артиста СССР Владимира Алексеевича Андреева. Материалы взяты из коллекции Музея Москвы, а также из фондов Главного архивного управления города Москвы. 

Музей Москвы приглашает горожан поделиться фронтовыми письмами, которые хранятся в их семейных коллекциях. Если вы хотите дополнить выставку, то пишите на почту: 75slov@mosmuseum.ru   

Выставка «Письмо. 75 слов о войне» делится на разделы «Город» и «Война».

Раздел «Город» отражает образ столицы в письмах. Битва под Москвой в октябре 1941 – апреле 1942 года — одно из ключевых событий Великой Отечественной войны. В защите города участвовали практически все жители: дети и взрослые, работники предприятий и учреждений культуры. Участница событий, балерина Большого театра Евгения Макарова, вспоминает: «… вернулись под утро. Сил нет даже раздеться. Тяжела московская землица! Никогда не думала, что буду переворачивать лопатами землю. И выдержу, и выстою. Недаром за плечами 8 лет балетного станка! Рядом все девчонки — худенькие, красивые (как Богини в платках и телогрейках) роют окопы всю ночь. Только попробуй не устоять…».

Раздел «Война» рассказывает о москвичах, сражавшихся на фронте. 2 июля 1941 года было принято постановление о добровольной мобилизации трудящихся Москвы и Московской области в народное ополчение. Предполагалось сформировать 25 дивизий, общей численностью 270 тысяч человек. В армию записывалась женщины, дети и старики — все, кто готов был защитить свою страну и семью.  «…Я работаю теперь опять отдельно от мамы. Работаю отдельно в роте. Участвовала уже в бою. Как ты уже знаешь воюем мы победоносно. Гоним его и будем гнать дальше… День рождения я провела в походе…», — писала в письме отцу Нина Яхонтова, воевавшая в 21 дивизии вместе с мамой. Через месяц Софья Ильинична Яхонтова напишет мужу Алексею Николаевичу о гибели дочери Нины: «…Но знай, что она погибла честно за свою дорогую Родину». 

Оффлайн экспозиция откроется в форме выставки-спектакля в рамках  городских мероприятий к 75-летию Победы. Основной партнер и соорганизатор — Российский институт театрального искусства – ГИТИС.

Неотъемлемой частью проекта станут перформансы, в основу которых легли фронтовые письма. Режиссером выступит Филипп Виноградов, сценографом — Алексей Трегубов. Экспозиция воссоздаст Москву 1940-х годов, а каждое письмо вновь получит голос. Посетители будут перемещаться по выставке по определенному маршруту, в каждой локации актеры разыграют сцены из жизни горожан военного времени: солдата, обращающегося к невесте, сына, поздравляющего родителей с первым мая и другими героями. 


«Борис и Ольга Игнатович. Два лица войны»

Борис Игнатович. На площади Свердлова в день празднования 800-летия Москвы Москва, 7 сентября 1947

Дата открытия: 7 мая, 20:00
Место открытия: Youtube-канал Музея Москвы
Форма проведения: страница Музей Москвы Онлайн.
Кураторы: Ирина Чмырева, Ольга Быдзан, Владимир Самарин.  

7 мая Музей Москвы проведет онлайн-открытие выставки «Борис и Ольга Игнатович. Два лица войны». Событие начнется в 20:00 на YouTube-канале Музея Москвы. Ссылка на трансляцию появится в соцсетях музея в день мероприятия. 

Ирина Чмырева, Ольга Быдзан и Владимир Самарин, кураторы экспозиции «Борис и Ольга Игнатович. Два лица войны» расскажут, как в коллекции Музея Москвы были собраны неизвестные ранее снимки двух фотографов, а также о том, как выставка «Два лица войны» возвращает в историю память о женщинах-фотокорреспондентах Великой Отечественной войны.

Выставка «Борис и Ольга Игнатович. Два лица войны» показывает события 40-х годов прошлого столетия глазами двух фотографов: Бориса и Ольги Игнатович, брата и сестры. Каждый из них прошел войну и по-своему запечатлел главную трагедию XX века. 

Для экспозиции собрано около двухсот фотографий, в онлайн-выставке появится более семидесяти из них: освобождение оккупированных территорий и немецких концлагерей, парадные портреты советских военачальников, кадры фронтовой жизни и снимки, ставшие материалами Нюрнбергского процесса.

Имя Бориса Всеволодовича Игнатовича (1899–1979) ассоциируется с авангардистской фотографией 1920–1930-х годов, лирическими пейзажами 1960-х. Он же был автором известных в свое время фотопортретов маршалов Георгия Жукова и Семена Буденного.

В собрании музея хранятся негативы, показывающие Игнатовича с малоизвестной для современной публики стороны — как военного фотокорреспондента, запечатлевшего повседневность и подвиги партизанских отрядов на оккупированных территориях. Вместе с этими документальными фотографиями на выставке впервые будут экспонироваться цветные парадные портреты военачальников, снимки послевоенного времени, сделанные по заказу Совинформбюро и Студии батальной живописи им. М.Б. Грекова.  

Говоря об Ольге Всеволодовне Игнатович (1905–1984), обычно вспоминают фотографии советского спорта 1930-х годов и снимки для экспериментальной группы «Бригада Игнатовича». Это своеобразное агентство-профсоюз объединяло многих неординарных фотографов, таких как Елеазар Лангман и Николай Штерцер. Снимки публиковались в «Вечерней Москве», «Строим», «Наших достижениях», «Строительстве Москвы» и других изданий. 

В собрании Музея Москвы также находится значительное количество негативов Ольги Игнатович. Она была фоторепортером газеты 30-й армии (в дальнейшем 10-й гвардейской) Калининского фронта и фронтовой газеты 1-го Украинского фронта. На ее фотографиях — освобождение Украины, Польши, Чехословакии и Австрии. Ольга Игнатович в числе первых кино- и фотокорреспондентов вошла в освобожденные советскими войсками концлагеря Майданек и Освенцим.

Ольга Всеволодовна Игнатович была самостоятельным ярким мастером фотографии, однако, видя под знаменитыми на весь мир фотографиями освобождения Освенцима подпись «Игнатович», зрители и специалисты не представляли, что фотографии сделаны женщиной. 

Выставка «Два лица войны» возвращает в историю фотографии память о женщинах-фотокорреспондентах Великой Отечественной, среди которых — Ольга Игнатович. 

Проект состоит из пяти разделов. 

«Герои Победы». В экспозиции будут представлены фотографии маршалов Победы, созданные Борисом Игнатовичем для студии батальной живописи им. М.Б. Грекова. Эти снимки размещены рядом с фотографиями орденоносцев, запечатленными Ольгой Игнатович для фронтовой газеты. Парадные портреты и репортажная съемка — зрители увидят, как по-разному создавались образы героев войны. 

«Дороги Войны». Военные хроники Бориса и Ольги Игнатович: быт и военные операции партизан в тылу врага, фронтовые будни советской армии.

«Ужасы войны». Последствия оккупации и разрушений в ходе боев. Снимки были использованы Советским Союзом на Нюрнбергском процессе.

«Освенцим». Фотографические документы, сделанные Ольгой Всеволодовной Игнатович в лагерях смерти Майданеке в 1944 и Освенциме в 1945 годах. 

«После Победы. С надеждой в будущее». В финальной части — послевоенные фотографии Бориса и Ольги Игнатович. Зрители увидят фотографии Бориса Игнатовича — празднование 800-летия Москвы (публикуются впервые); фотографии восстановления советскими солдатами Вены и Будапешта, снимки парадных шествий и траурных митингов в память о героях, сделанные лейтенантом Ольгой Игнатович, когда она была прикомандирована к Центральной группе советских войск в 1945–1946 годах.


Партнеры: 

Российский институт театрального искусства — ГИТИС, Российская Академия Театрального Искусства (ГИТИС–РАТИ), Главное Архивное Управление города Москвы. 

Контакты для СМИ: пресс-служба Музея Москвы, +7 (495) 739-00-08, media@mosmuseum.ru;
Музей Москвы основан в 1896 году. Музей располагается в Провиантских складах, памятнике архитектуры федерального значения. Фондовая коллекция насчитывает около 800 000 единиц хранения, в том числе богатое собрание археологических артефактов. Музей Москвы также включает несколько филиалов: Музей археологии Москвы, Старый Английский Двор, Музей истории Лефортово, Центр Гиляровского.www.mosmuseum.ru

Российский институт театрального искусства – ГИТИС — один из крупнейших в России и Европе театральных вузов. Был создан в 1878 году как частная музыкальная и драматическая школа, через пять лет получила статус консерватории и стала первым учебным заведением в России, где актёры получали высшее образование. В начале 20-х годов, решив, что режиссёрская профессия требует специального обучения, получивший здесь актёрское образование Вс. Мейерхольд, вернулся в almamater, чтобы заложить основы обучения режиссуре. Именно Мейерхольд придумал в 1922 году новое название — ГИТИС. 

Сегодня ГИТИС – единственное высшее учебное заведение России, где 1718 студентов получают образование по всем театральным специальностям на восьми факультетах: актерском, режиссерском, музыкального театра, эстрады, балетмейстерском, продюсерском, сценографии и театроведения.  Из мастерских ГИТИСа вышли 5 московских театров — Театр Олега Табакова, «Геликон-опера», «Мастерская Петра Фоменко», театр «Квартет И», «Студия театрального искусства».