Тод Пападжордж Без названия. 1978 Из серии «Студия 54». Нью-Йорк, 1978—1980 Серебряно-желатиновая печать © Tod Papageorge, courtesy Galerie Thomas Zander, Cologne

В рамках «Фотобиеннале-2020» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет проект одного из самых влиятельных американских фотографов Тода Пападжорджа, созданный в 1978—80 годах в легендарном клубе «Студия 54».


Знаменитый нью-йоркский ночной клуб открылся в апреле 1977 года в расположенном на пересечении 54-й улицы Манхэттена и Бродвея здании бывшего театра, сохранив его атмосферу и интерьеры. Благодаря политике владельцев, умевших организовывать сумасшедшие вечеринки, где было позволено все, что только могла себе вообразить искушенная нью-йоркская богема, а также жесточайшему фейсконтролю, «Студия 54» мгновенно стала культовым местом. Там развлекались Энди Уорхол, Лайза Миннелли, Элизабет Тейлор, Мик Джаггер, Дайана Росс, Майкл Джексон, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников и многие другие. В клуб могли попасть и люди «с улицы», но последнее слово всегда оставалось за владельцами, поддерживавшими имидж элитарного заведения, о котором говорил весь мир. 

Вдохновленный работами Брассая о ночной жизни Парижа 1930-х годов, показанными в Музее современного искусства, Тод Пападжордж решил запечатлеть атмосферу гламура и декаданса ночного Нью-Йорка, квинтэссенцией которой была «Студия 54». Впервые Пападжордж оказался в клубе 1 января 1978 года, когда празднование Нового года затянулось до рассвета. Все фотографии были сделаны тяжеловесной среднеформатной камерой 6×9. «…Я не хотел использовать для этих съемок мои более легкие 35-мм „Лейки“, ведь я собирался запечатлеть живые плоть, пот и страсть, какими увидел их в работах венгерского фотографа. Я думал, что Fujica, негативы для которой были в четыре раза больше самой „Лейки“, поможет мне достичь этой цели. Я надеялся, что так у меня получится передать все детали и богатство тона, характерные для крупноразмерных негативов, не теряя энергию, которой обладали фотографии, сделанные на портативную камеру», — вспоминает Тод Пападжордж. 

В течение 1978 года были сняты 54 из всех вошедших в серию «Судия 54» фотографий (это число случайно совпало с названием клуба). Начав фотографировать, Тод Пападжордж старался не слишком увлекаться — на одну катушку он мог сделать только восемь снимков, после чего нужно было останавливаться, чтобы сменить пленку. Это ограничение требовало огромной концентрации, удержать которую было крайне трудно, учитывая интенсивное (визуальное, чувственное и звуковое) воздействие обстановки «Студии 54». В поисках сюжетов для съемки фотограф передвигался по всему клубу, и прежде чем пускать в дело громоздкий аппарат, мысленно наводил видоискатель на интересных персонажей или яркие сцены. Как только в воображаемое пространство кадра попадала история, достойная рассказа, Тод Пападжордж вскидывал фотоаппарат и делал снимок.

«…Перед вами фотографии, возникшие в те ночи. Очевидно, что они гораздо интереснее, чем все, что я могу рассказать о моих методах съемки или камерах… Фотоснимки должны говорить сами за себя, воздействуя на зрителя иначе, чем нарративность журналистики или сдержанная выразительность „старых“ фотографий. Назовем это поэтической выразительностью, экспрессивностью, которую фотограф достигает благодаря своему чувству формы, …питаясь эфиром интуитивного, нескончаемого познания мира…» — признается автор.


Тод Пападжордж родился в 1940 году в Портсмуте (штат Нью-Гэмпшир, США), увлекся фотографией во время учебы в университете и, однажды увидев несколько снимков Анри Картье-Брессона, решил стать профессиональным фотографом. В 1965 году он провел десять месяцев, путешествуя и фотографируя Испанию и Париж, вернулся в США и перебрался в Нью-Йорк, где познакомился с Робертом Франком и Гарри Винограндом, который пригласил молодого фотографа поучаствовать в мастер-классах, которые он начал проводить по воскресеньям у себя дома.

Это был золотой период для нью-йоркских фотографов. В 1958 вышла знаменитая книга Роберта Франка «Американцы», а Джон Шарковски стал руководителем отдела фотографии Музея современного искусства, что оказало огромное влияние на развитие американской фотографии в целом и street-photography в частности. Тод Пападжордж оказался в самом эпицентре событий того времени.

В 1977 году он выступил куратором выставки Гарри Виногранда Public Relations в Музее современного искусства в Нью-Йорке, а спустя четыре года организовал выставку Walker Evans and Robert Frank: An Essay on Influence («Уокер Эванс и Роберт Франк: Очерк о влиянии») в Художественной галерее Йельского университета. В конце 1970-х он стал профессором фотографии и более 30 лет возглавлял факультет последипломного образования в области фотографии Школы искусств Йельского университета.

Тод Пападжордж — обладатель двух стипендий Гуггенхайма и двух грантов Национального фонда искусств США.

Его фотографии входят в крупнейшие государственные собрания, включая Музей современного искусства (Нью-Йорк, США), Чикагский институт искусств (США), Музей современного искусства Сан-Франциско (США) и Национальную библиотеку Франции в Париже.