Юрий Рыбчинский. Ветер. 1980. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА

В рамках «Фотобиеннале-2020» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку выдающегося фотографа Юрия Рыбчинского «Новый реализм в российской фотографии. 1970—1990-е годы».

Куратор: Анна Зайцева
Стратегический партнёр музея: Норникель


Выставочная судьба Юрия Рыбчинского начинается поздно, в 1980-е, на волне Перестройки. В конце 1980-х — начале 1990-х он принял участие в первых выставках советского фотографического андеграунда за рубежом: «Современная советская фотография» (Цюрих, Дюссельдорф, 1988); «Инаковидящие» (Хельсинки, 1989); «Меняющаяся реальность» (Вашингтон, 1991). В 2008 году МАММ показал масштабную ретроспективу художника, в которую вошли работы, ставшие сегодня классикой отечественной фотографии.

На выставке «Новый реализм в российской фотографии. 1970—1990-е годы», помимо известных, знаковых серий фотографа, будут показаны работы, которые ранее никогда не выставлялись. Специально для выставки в МАММ были напечатаны с негативов серии «Августовский путч» (1991); «Национально-патриотический фронт „Память“» (1991); «Мастерская Ильи Кабакова» (1988); «Съезд целителей „Чудотворцы России“» (1990); снимки, посвященные легендарной выставке-акции «Клуба авангардистов», организованной Иосифом Бакштейном и группой «Чемпионы мира» в 1988 году в Сандуновских банях, участие в которой приняли Дмитрий Пригов, Константин Звездочетов, Сергей Борисов, Владимир и Сергей Мироненко, Борис Матросов и др.; а также галерея портретов звезд официальной и неофициальной культуры: Владимира Сорокина, Ивана Чуйкова, Геннадия Айги и Жанны Моро, Всеволода Некрасова и других.

Юрий Рыбчинский пришел в фотографию из литературной среды, и это важно для понимания его творчества. Глядя на работы Рыбчинского, кажется, что он никогда не видел советской фотографии и не был знаком с канонами соцреализма. Войдя в фотографию в 1970-е, он уже получил «прививку хрущевской оттепели», открывшей для советских художников мировое современное искусство и возможность говорить со зрителем на принципиально другом языке. 

В своем творческом поиске Рыбчинский интуитивно шел тем же путем, что и художники андеграунда, понимавшие, что реальная жизнь не похожа на те каноны, которые преподавались в советских художественных ВУЗах. Он выбирает другие сюжеты и других героев, в его объектив попадают пласты реальности, которые игнорировала официальная визуальная культура.

В 1970-е годы произошел настоящий расцвет фотолюбительства. Возникшие на волне «хрущевской оттепели» клубы и секции на базе ДК различных предприятий, часто помогавших с техникой и расходными материалами, способствовали небывалому всплеску увлечения фотографией. Она становится важным способом самовыражения. На первый план выходит индивидуальность. Оптика перестает быть романтизированно-постановочной и становится драматической. Это свойственно в равной мере и Юрию Рыбчинскому, и, например, фотографам Новокузнецкой школы: Владимиру Соколаеву, Владимиру Воробьеву и Николаю Бахареву, выставку которых наш музей показывал в 2016 году. 

Юрий Рыбчинский — поразительно «несоветский» фотограф и великий гуманист. Для него одинаково интересны личности легендарных художников советского неофициального искусства, известных врачей, политиков, музыкантов, заключенных исправительной колонии или обитателей обычного вытрезвителя. Его знаменитая «кривая камера» обнажает душу людей и вещей. Зачастую человек демонстрирует свое истинное «я», оказавшись в пограничной ситуации, выбивающей его за пределы «нормального» ровного течения жизни, и Рыбчинскому всегда удается выхватить и зафиксировать мгновения максимального эмоционального напряжения, будь то экзальтация во время групповых сеансов экстрасенсов, которые стали героями 1990-х, или обреченность осужденных в исправительной колонии. Фотографируя в своем фирменном невероятном ракурсе, художник «припирает действительность к стенке», вынуждая ее раскрыться и показать все прекрасное и ужасное, что в ней заключено.


Юрий Рыбчинский родился 23 июля 1935 года в Бердянске (Украина). В 1959 году окончил геологоразведочный факультет Московского института цветных металлов и золота. В 1960—1962 годах был внештатным литературным корреспондентом АПН (РИА «Новости»), газеты «Комсомольская правда» и журнала «Смена». С 1962 по 1976 год работал литературным сотрудником, а затем фотокорреспондентом журнала «Советский Союз».

Создал собственное портфолио из фотографий, которые «не проходили» в советской прессе, но были показаны на выставках Московского Горкома художников-графиков. В 1985 году персональная выставка Юрия Рыбчинского была показана в Доме культуры гуманитарных факультетов МГУ им. Ломоносова.

В середине 1980-х Рыбчинский ушел из журналистики и устроился истопником в котельной, посвящая свободное время фотографии и литературному творчеству. 

В 1993 году Юрий Рыбчинский совместно с фотографом Эдуардом Гладковым создал «Музей фотографических коллекций» — негосударственный фонд, который начал целенаправленную работу по сбору, хранению и пропаганде отечественного фотографического наследия. Юрий Рыбчинский — автор-составитель каталога «Фотоэстафета: от Родченко до наших дней» (издание музея «Московский Дом фотографии»). В дар нашему музею Юрий Рыбчинский передал свыше 2000 единиц собрания «Музея фотографических коллекций».

Работы Юрия Рыбчинского находятся в собраниях российских и зарубежных музеев: Мультимедиа Арт Музея, Москва; Союза фотохудожников России; Галереи искусств Коркоран (Вашингтон); Центра гуманитарных исследований Гарри Рэнсома при Техасском университете (Остин, США); Художественного музея Зиммерли при Ратгерском университете (Нью-Брансуик, США), а также в галереях и частных коллекциях России, Франции, Финляндии, США.