Завтра, 29 ноября в 19.00 в книжном магазине "Кніжная шафа", известном также своим дружелюбным отношением к концептуальным фотовыставкам, откроется "Карта памяти: "Lisboa" Glitch" – проект, появившийся в результате взаимодействия человека и цифровой ошибки.

Автор:режиссер, фотограф Максим Швед
Куратор: фотокритик, журналистка, фотокнижный рецензент Ольга Бубич
Ассистент куратора: художница, преподаватель Марьяна Карпович-Соколова
Выставка продлится до 12 декабря, 2019.

С наступлением цифровой революции и возрастающим влиянием технологий не только на привычки, но и, возможно, на саму суть человека и человеческого, все острее встают вопросы переосмысления некоторых понятий, чьи определения мы долгое время считали непоколебимыми. Одно из них – искусство. Точкой отсчета размышлений о необходимости его переосмысления можно считать легитимизацию творчества искусственного интеллекта, связанную с практиками коллекционирования произведений. В конце 2018 года на престижном аукционе Christie’s за 435 500 долларов была продана картина «Портрет Эдмона Белами», «нарисованная» искусственным интеллектом. Вместо подписи художника значилась сложная алгебраическая формула алгоритма с массой скобок – работа отразила результат анализа 15 000 портретов мастеров XIV-XX веков.

© Максим Швед

Можно ли считать «Портрет Эдмона Белами» шедевром? Какими критериями при этом руководствоваться? И кто, собственно, автор этого портрета?

Подобные вопросы прослеживаются и в проекте минского фотографа и режиссера Максима Шведа Карта памяти: «lisboa» glitch – серии изображений, появившихся вследствие «взаимодействия» человека и техники: туриста, путешествующего по Португалии, и глитча в алгоритме сохранения цифрового файла с данными. Что позволяет нам считать их фотографиями и кто определяет границы их ценности? Красивые ли они? Интересные? В каком моменте нашего с ними взаимодействия рождается творческое высказывание и его интерпретация? Имеет ли чайка-глитч, рожденная в творческом тандеме фотографа-туриста и сбоя в работе фотоаппарата, шанс заинтересовать экспертов и коллекционеров? Появление проекта в стенах галереи «Книжная шафа» – места, чья прямая функция напрямую связана с хранением и распространением данных (в формате печатных книг), – предложение совместного поиска ответов.

Ольга Бубич,
Арт-критик, куратор

© Максим Швед

Карта памяти: «lisboa» glitch

"Недавно я был первый раз в Лиссабоне. Сделал очень много фотографий - и город классный и поупражняться хотелось на новом аппарате. Вернувшись домой, я понял, что карта памяти одержима каким-то цифровым глюком. Часть фото не открывалось, а те, что открывались, выглядели очень странно. Я загрустил и выложил их в сеть - показать "чудеса", но, заодно,  узнать о возможных способах восстановления повреждённых файлов. Друзья с энтузиазмом лайкали странные изображения и говорили, что в таком виде фотографии из путешествия стали интереснее и однозначно уникальнее.

На фоне этих событий я задумался. Как впечатления и события превращаются в память? Как память превращается в картинки и приобретает форму воспоминаний? И как эти процессы становятся нашей прошлой жизнью и растворяются в цифровой среде?"

Максим Швед,
режиссер, фотограф