Жерар Юфера. Музей Орсэ, Париж, февраль 2017 © Gérard Uféras

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ 
МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА

Стратегический партнер: Volvo Car Russia
При поддержке: Посольство Франции в РФ, Французский институт

В рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2019» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку Жерара Юфера «Один день в музее».

МАММ неоднократно знакомил российскую публику с творчеством Юфера. Художник много лет занимается фотожурналистикой и fashion-фотографией. Жерар Юфера — страстный меломан и любитель оперы и балета. В конце 90-х он начал работать над серией книг, посвященных, крупнейшим оперным театрам мира. Не случайно именно Жерар Юфера вошел в число звездных фотографов, делавших съемку для книги о реконструкции Большого театра.

В новом проекте Жерар Юфера исследует такой важный современный культурный феномен как музей. Ему посвящены многочисленные съемки классиков мировой и российской фотографии 2-й половины ХХ века, а также работы молодых фотографов, снимавших российские и международные музеи уже в XXI веке. Интерес к этому явлению неслучаен. Последние десятилетия музеи стремительно меняются, возникает массовый интерес к искусству, молодеет публика. В современный музей вторгаются концерты, перформансы, кинопоказы, поэтические вечера. Лекции и образовательные программы становятся нормой музейной институции.

Как публика ориентируется в музее, где кроме традиционных экскурсоводов появились аудиогиды, QR-коды, интерактивные приложения на телефонах? Сохраняется ли с появлением новых технологий и новых музейных функций главное — момент личного контакта зрителя с произведением? Марсель Дюшан, в 1917 году установивший в нью-йоркском музее сушилку для посуды и знаменитый писсуар, этим концептуальным жестом подчеркнул важность музейного контекста для восприятия искусства, которое мертво без зрителя. Каждый из нас считывает произведение искусства в меру своей готовности: культурного багажа и возможности актуализировать свой опыт в данный конкретный момент.

Жерар Юфера выступает в проекте в роли художника, антрополога и социолога. Тонко и с юмором он наблюдает, фиксирует и анализирует увиденное. Исследование, которое предпринял Жерар Юфера — не просто умный и остроумный рассказ о посетителях самых разных музеев — это возможность для каждого из нас увидеть себя со стороны и задуматься о собственном отношении к искусству.

• • •

Жерар Юфера — обладатель престижных международных премий, среди которых: «Prix Villa Medicis hors les murs» (1990), «BP Arts Journalism Awards» (1991), «World Press Photo» (1997), «SCAM» (1999), «Digigraphie Awards» (2007) и «Top Fedrigoni Award» (2013) и др.

Выставки Юфера проходили во многих музеях и галереях мира, в том числе в Musee de l’Elysee в Лозанне, Европейском доме фотографии в Париже и др. Его работы находятся в собраниях Европейского дома фотографии (Париж), Национального фонда современного искусства (Париж), Национальной галереи Лондона, Национальной библиотеки Франции, Мультимедиа Арт Музея, Москва и других.

За 20 лет Жерар Юфера выпустил 14 книг, среди них: «L’Etoffe des reves» (Франция, 2001), «Les coulisses du festival», (Франция, 2005), «Saint Gobian PAM 150 ans», (Франция 2006), «Un pas vers les etoiles» (Франция 2006), «Etats de grace», (Франция 2009), «Dior, 30 Avenue Montaigne» (Франция 2012), «Dés comme Dior», (Франция 2014) и др.

С 1984 года Жерар Юфера сотрудничает с газетой «Libération», которая выступила организатором его первой выставки. Он регулярно публикуется в таких изданиях, как: «Télérama», «Beaux-Arts», «The Independent Magazine», «Jardin des modes», «Das Magazin», «Lo Specchio della Stampa», «Marie-Claire» (Italie), «Marie-Claire» (France), «Madame Figaro», «Le Monde», «View Point», «L’Officiel», «L’Express», «Io Donna», «D — La Repubblica Delle Donne», «Amica», «Il Corriere della Serra», «Gala», «Paper Magazine», «Another Magazine», «Paris Match»...