Пьер Паоло Косс. Красное солнце. 2000-е. Смешанная техника. © Pier Paolo Koss

Департамент культуры города Москвы
Мультимедиа арт музей, Москва

представляют выставку

Пьер Паоло Косс
Глэм-эстетика власти 
Путешествие в Северную Корею

13 февраля 2019 — 10 марта 2019

Стратегический партнер: Tele2

В рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2019» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку известного итальянского фотографа, художника, режиссера и хореографа Пьера Паоло Косса.

Его имя хорошо известно в России, благодаря совместным акциям и перформансам с Сергеем Бугаевым «Африкой», Германом Виноградовым и Владимиром Худяковым в середине 1990-х.

Пьер Паоло Косс родился в Валледории (Италия) в 1959 году. Окончил Академию художеств в Генуе. В основе его творчества, по его собственному признанию — традиции итальянских футуристов и европейских дадаистов.

Работу над проектом «Глэм-эстетика власти» Пьер Паоло Косс начал в 1992 году, когда Международный совет по танцу (CID) ЮНЕСКО пригласил его принять участие в качестве художника и официального фотографа европейской делегации, направлявшейся в Пхеньян на международную конференцию, посвященную хореографии и исполнительским искусствам. 
Это была редкая возможность посетить самую закрытую страну мира, которой уже много лет правит династия коммунистических «монархов»: ее основатель Ким Ир Сен был фактическим руководителем КНДР в 1948–1994 годах; после его смерти власть перешла к его сыну Ким Чен Иру, которого в 2011 году сменил внук Ким Ир Сена Ким Чен Ын, в настоящее время — высший руководитель страны. При этом Ким Ир Сен остается «вечным президентом» КНДР, а Ким Чен Ир — «вечным Генеральным секретарем ЦК Трудовой партии Кореи». Эти два лидера были мумифицированы, и их тела хранятся в огромном мавзолее.

Мишель Фуко определял биополитику как систему управления, при которой стирается грань между биологическим и социальным, государство функционирует подобно единому организму. В соответствии с биополитическими принципам «чучхе» — философии, сформулированной Ким Ир Сеном, — правительство Северной Кореи сделало дисциплину, контроль и коллективную ответственность образом жизни всего народа. Ким Ир Сен стал персонификацией самой идеи власти: его день рождения является главным праздником Северной Кореи, а летоисчисление страны официально ведется с 1912 года — года рождения Ким Ир Сена. Постоянное присутствие образа вождя в народном сознании поддерживается серией публичных репрезентаций власти, которые раз за разом воплощают и легитимируют правление династии Ким Ир Сена.

Эстетической оболочкой господствующей идеологии становятся массовые гимнастические парады, участники которых демонстрируют поразительную синхронность движений, фантастические, многоцветные театральные постановки и прочие зрелища, основанные на тщательно срежиссированной «бодиграфии». Жизнь страны превращается в своего рода «живую картину» — переливающийся красками цветочный орнамент.

В своем проекте Косс обращается к антропологии политической власти и хореографии анонимных человеческих масс в публичном пространстве. При этом он использует остроумную стратегию гиперболизации, сгущая в своих фотографиях навязанную ему официальную позицию. Таким образом, он добивается не только двойственности в изображении «бодиграфии», но и открывает новые возможности для интерпретации образа культуры, транслируемого для внешних наблюдателей.