Музей истории фотографии + издательство «Клаудберри» 15 февраля в 18‐00

Издательство «Клаудберри» представляет книгу воспоминаний Надара «Когда я был фотографом», а также одноименную выставку его фотопортретов, специально собранную Андреем Безукладниковом, нашим другом и руководителем портала Photographer.ru.

Надар бесспорно был одним из главных фотографов XIX века, а по мнению Ролана Барта, и вовсе величайшим фотографом в мире. Благодаря его работам мы знаем, как выглядели Клод Моне и Эдуард Мане, Виктор Гюго и Александр Дюма, Жорж Санд и Сара Бернар.

Сам он был удивительным человеком, сочетавшим в себе детский азарт первооткрывателя, тонкий художественный вкус (если не сказать чутье), болтливость и хвастливость простого бюргера с проницательностью заправского бизнесмена. И все эти черты нашли свое отражение в книге.

Книга «Когда я был фотографом» – это первое издание Надара на русском языке.
Она состоит из 12 историй: Надар то фотографирует знаменитые парижские катакомбы, впервые используя искусственное освещение; то перечисляет заслуги своих фотографических предшественников; то абсолютно голым поднимается на полусдутом воздушном шаре, чтобы наконец суметь сделать первый в мире кадр с воздуха; то случайно отдает официальный посмертный портрет не той скорбящей женщине – и так далее. Но на самом деле за всеми этими зачастую довольно хвастливыми байками, барочными конструкциями и гипнотическими перечислениями имен кроется тонкий и чуткий анализ уходящей эпохи, его эпохи.

На протяжение ХХ века книгу «Когда я был фотографом» осмысляли такие люди, как Вальтер Беньямин, Ролан Барт, Розалинд Краус и Андре Руйе.

Надар. Автопортрет, около 1855

Сегодня, с высоты века XXI, мы можем воспринять текст Надара не только как самостоятельное произведение, но и в контексте тех процессов, у истоков которых он стоял.

У каждой истории есть своя история

Мы хотим подвести – пунктиром – символическую черту и бросить взгляд назад. За эти 10 лет для нас стало очевидным, что фотография с историей неразрывно связана: как каждая конкретная фотография рассказывает свою историю, так и История с большой буквы, незримо присутствуя в каждом снимке, во многом из этих снимков и складывается.

Наверное, отчасти, поэтому проектом к нашему десятилетию стало издание воспоминаний Надара ‐ персонажа, стоявшего у истоков фотографии и как никто другой ассоциирующегося с благородной патиной, лапидарными надписями и музейной пылью. Но мы любим рушить стереотипы (как и сверкающий чистотой Музей Истории Фотографии). Воспоминания Надара оказались ярким, живым высказыванием человека, который наверняка бы нашел себе достойное место как в наше, так, можно предположить, и в любое другое время.

Фотография – это маленький портал в другую реальность, удаленную от зрителя во времени и пространстве. Мемуары Надара работают точно так же, сквозь десятилетия (а то и столетия!) связывая эпохи, идеи, людей. И для нас нет большей радости, чем способствовать образованию и укреплению подобных связей. Этим мы и собираемся продолжить заниматься в следующие десятилетия, а пока будем очень рады объединить наших коллег, друзей и читателей, собрав их по поводу открытия выставки избранных работ Надара и презентации его книги в Музее истории фотографии.

Еще будет небольшая книжная лавочка с книгами по издательским ценам.

Приходите, будем рады повидаться!

Музей истории фотографии – ул. Профессора Попова, 23. 15 февраля в 18‐00