Фото: Группа «ТАК»

Выставка «Линия горизонта» рассказывает о зарождении в России концептуальной фотографии, о том, как в Петербурге 1990-х годов традиционные мастера становились концептуальными художниками, находили новый язык, конструировали не только изображение, но и самого автора фотографии. На выставке представлены реконструкции проектов группы ТАК и архивные материалы из фондов музея.

Концептуальная фотография возникла в США во второй половине 1970-х гг. Для фотохудожников этого направления конструирование изображения было важнее самого изображения.  Они считали, что цивилизация накопила невообразимое количество образов-симулякров, наслоение которых размывает первоначальные смыслы, создает иллюзию реальности, но в действительности под любой картинкой неизбежно скрывается еще одна. Такой взгляд на фотографию усиливал роль зрителя: из потребителя он превращался в участника хеппенинга, генерирующего смыслы увиденного. 

В России группа ТАК(Ю.Матвеев, А.Чежин, Д.Шнеерсон)решила сконструировать не только изображение, но и самого автора. Главным смыслом деятельности объединения стало получение коллективного опыта создания образа.

В результате растворялись индивидуальные особенности каждого художника, и появлялся своеобразный стиль-хамелеон, который менялся от проекта к проекту. В течение 10 лет группа исследовала возможности технологии аналоговой фотографии и пыталась выработать язык, на котором черно-белая фотография смогла бы выразить идеи, характерные скорее для живописи. На выставке представлены первый и последний проекты группы, наиболее ярко демонстрирующие результаты этого поиска.

Фото: Группа «ТАК»


Выставка «Линия горизонта» включена в программу 3-й Петербургской биеннале музейного дизайна.  

Дизайн выставки разработан петербургской группой архитекторов NERPA.
NERPA – Network Environment Research Practicing Architecture, или «исследование среды
архитектурными методами». Группа основана 2011 году, в нее входят: Александра Гетманская,
Ольга Колесова, Наталья Парсаданова.

NERPA о выставке: «Линия горизонта является смысловым и композиционным ядром выставки.  Линия перемещается в зависимости от пространственных задач — мы следуем за ней, возвышаемся над ней, наблюдаем ее. В сериях «Второе искусственное дыхание» и «Последняя попытка» группа «ТАК» эскпериментирует с контрастом и инверсией черно-белого изображения. Мы переносим эту игру
в плоскость архитектурного языка.  Сквозь закрытое — в открытое. Из черного — в белое. Из темного — в светлое».


***
Биеннале музейного дизайна – международный проект, который проходит в Петербурге с 2014 года по инициативе Комитета по культуре Санкт-Петербурга и Фонда «ПРО АРТЕ» в партнерстве с Государственным Эрмитажем. В программе Биеннале – проекты и выставки, выполненные приглашенными авторитетными российскими и зарубежными дизайнерами в музеях Петербурга, а также новые экспозиции Эрмитажа и недавно открывшиеся постоянные экспозиции музеев, интересные с точки зрения дизайна. Образовательная программа Биеннале включает лекции ведущих мировых дизайнеров и архитекторов. Основная программа 3-й Петербургской биеннале музейного дизайна будет проходить с 9 ноября по 19 декабря 2018 года: http://spbmuseumdesign.ru/ 

Фото: Группа «ТАК»

Фото: Группа «ТАК»
Фото: Группа «ТАК»

Группа «ТАК»
Группа «ТАК»