Львы. 1993 © Александр Китаев

Санкт-Петербургская государственная Театральная библиотека представляет выставку Александра Китаева «Город Муз». Уникальные портреты звёзд петербургского балета из собрания Театральной библиотеки дополнены нежными и поэтическими пейзажами Петербурга из серии «Невольная линия ландшафта», любезно предоставленными автором из своего собрания. Неповторимая культурная аура северной столицы послужила вдохновляющим началом для творчества и мастера фотографии, и мастеров балета. Все представленные в экспозиции произведения созданы в конце 20 века и выполнены в технике классической черно-белой фотографии.

«Вам знакомы эти лица? Да, да, вы угадали, это они. Ирма Ниорадзе, Ульяна Лопаткина, Майя Думченко, Диана Вишнева, Светлана Захарова, Алтынай Асылмуртова, Жанна Аюпова, Анастасия Волочкова… – звезды петербургского балета.

Балетная фотография уже давно превратилась в самостоятельный объект собирательства, она составляет отдельные фонды театральных музеев, в ней выделяют свои традиции и приемы. Китаеву хватило смелости пренебречь сложившимися жанрами балетной фотографии («сцены из спектакля», «артист в роли», официальный портрет и т.п.) и сосредоточиться на своего рода интимном портрете, дающем возможность забыть о тщательном сценическом гриме и выверенной позе, но, тем не менее, демонстрирующем и своеобразие пластики, и артистизм, и яркую индивидуальность каждой из его моделей.

Ульяна Лопаткина © Александр Китаев
Ульяна Лопаткина © Александр Китаев

Выполненные Китаевым фотопортреты балерин выставлялись на аукционах и участвовали в многочисленных выставках, география которых простирается от сохраняющей свою репутацию центра альтернативной культуры Петербурга «Пушкинской, 10» до знаменитого лондонского театра «Ковент-Гарден».  Эти фотографии воспроизводились на страницах многочисленных изданий – от сугубо дамских журналов до специализированных изданий, посвященных искусству танца или искусству фотографии…

Русский балет и русские красавицы – два бесспорных достижения России, по счастью, не зависимых от политического строя или успехов экономического развития – удачно объединились в этой серии, что во многом объясняет ее популярность.  Добавим к этому и мастерство фотохудожника или, точнее, ту свежесть взгляда или остроту зрения, которая, собственно, и создает произведение искусства.

Любителям балета и поклонникам фотографического искусства предлагается часть известной серии – небольшая подборка лишь частично публиковавшихся прежде фотопортретов петербургского мастера, запечатлевшего не только разнообразие ликов, но и своеобразие души русской Терпсихоры».

Юлия Демиденко