В рамках параллельной программы «Фотобиеннале 2018»
Автор проекта и фотограф – Серж Головач
Кураторы – Ирина Филатова, Марина Образцова
Мой новый проект – «фотосинтез» искусства в лицах, объединение фотографии и живописи, символизирующее неразрывность личности автора и создаваемого им произведения, в котором сквозь транспарентный портретный контур художника мы видим его произведение искусства.
В представленной серии - лица художников, снятые мною как классические чёрно-белые «близкие» фотопортреты, «макро», на грани минимальной дистанции фокусировки, и представленные в ключе «портретный силуэт/портретный контур». При создании портретных контуров я выбрал лишь два из 256-ти оттенков серой шкалы: чёрный (значение 0) как отсутствие светового потока от объекта и белый (значение 255) без любых оттенков серого.
Белым – цветом со спектром равномерной мощности по всем длинам волн в видимой части – я сделал внутренний контур (силуэт) лица художника, наполнив этот спектр его произведением, чёрным – символом неоднозначности, тайны и неизвестности – внешний контур.
Серж Головач
«Верить можно только тем портретам, на которых почти не видно модели, зато очень хорошо виден художник» (Оскар Уайльд).
«Всякий портрет, написанный с любовью, — это, в сущности, портрет самого художника, а не того, кто ему позировал. Не его, а самого себя раскрывает на полотне художник» (Оскар Уайльд).
Если Уайльд был прав (а чаще всего он был прав), то перед вами самые честные портреты в мире – портреты художников, - ведь на них авторы не просто встречаются со своими творениями лицом к лицу, а становятся собственными «холстами».
Фотохудожник Серж Головач в этой великолепной серии портретов предлагает нам вместе попробовать разгадать тайну своих коллег: что в них - маски их лиц или их творения? Ведь как бы ни старались настоящие художники обмануть и запутать зрителей, они не смогут солгать в своём творчестве. Этот факт стал основой многих духовных практик и даже нескольких направлений в психиатрии, но Серж не пытается «лечить» портретируемых, он просто хочет понять, где начинается художник и как он взаимодействует со своими творениями. Зеркало ли это, в котором художник видит свои мечты и страхи, идеальный ли мир, созданный для побега из реальности, или попытка обрести свободу хотя бы в ограниченном краями листа кусочке пространства? У каждого свой ответ, и у каждого он не один…
А у Сержа это уникальная история о том, как художники становятся моделями, растворяясь в своих картинах, чтобы потом вновь стать самими собой и, посмотрев на собственные портреты, может быть, хоть немного понять самих себя… Но вряд ли такое случится, и слава богу, ведь истинное искусство - это всегда поиск, и все участники проекта, от автора до моделей, - настоящие художники. А значит, проект Сержа, не ответив нам на вопросы о масках и творцах, сделает гораздо больше: он задаст всем участникам новые вопросы - вот что самое главное. Зрителям же подарит прекрасную возможность познакомиться с художниками и их творениями и насладиться истинными произведениями искусства, в которые Серж превратил своих коллег. А уж что находится перед вами: фотография С. Головача, портрет художника N или рассказ об искусстве начала 21 века, - каждый решит для себя сам.
Катя Белявская
Гибридное сюрреалистическое искусство Сержа Головача
Серж Головач – зрелый мастер фото-арта, который в новом проекте дал волю своей неисчерпаемой фантазии и своим нетерпеливым творческим потребностям.
Его работы – большой выразительной силы - не оставляют никого равнодушным. Они беспокоят, заставляют задуматься.
Его оригинальность – в слиянии образов, в поиске комбинаций, которые оставляют на нашей совести ароматы воскрешения и тайны. Изображения, открывающие трещину в нашей коллективной памяти, позволяют нам смотреть - хотя бы только мгновение – на гибридные арт-объекты, которые заполняют наши самые глубокие мечты.
Я всегда считала, что красота может принимать несколько форм. Но когда это происходит на наших глазах, невозможно не признать: какую бы форму красота ни принимала, она поражает сердце и ум эмоциями, всегда узнаваемыми. Это то, что я почувствовала, когда впервые увидела гибридные изображения Сержа Головача.
Серж создал неординарный проект, в котором портреты авторов причудливо переплетаются с изображениями их работ, и везде его вдохновение рождает яркие визуальные смеси с большой выразительной силой. Получившиеся коллажи поражают: слагаемые элементы подобраны настолько точно, что зритель почти перестает различать границы разных изображений.
Он как бармен, который делает коктейли, - и, действительно, попробуйте один, и вам уже нужно больше; эти фотографии напоминают известные ароматы, и они же оставляют загадочный ореол, который отсылает нас к нашему любопытству.
Эта серия – поразительная комбинация монохромных изображений, формирующая некое новое измерение, в котором слияние различных линий и форм становится уже не столь очевидным. Зритель словно видит сон: прекрасные и зыбкие лица возникают в ветвях деревьев, просматриваются сквозь туман, а затем исчезают в таинственном лесу...
Последующая цифровая обработка изображений должна, по задумке автора, подарить зрителю ощущение сопричастности к некоей тайне. Любая манипуляция человеческим лицом вызывает трепетное возбуждение, глубокое восхищение, а в некоторых случаях даже страх. Проект Сержа преобразует два отдельных изображения, объединяя их в один кадр и тем самым перенастраивая их визуальную силу.
У изображений различные источники, цвета и текстуры. Серж Головач «сводит» их, используя возможности «вычислительной визуализации». Они сливаются воедино, и результат поражает, а монохромные тени эффектно придают ему атмосферу мечтаний, ностальгии и одиночества.
Но больше не нужно слов. Пусть эти образы вдохновляют Вас и привлекают их красоту вместе с Вами в качестве зрителя.
Юлия Волконская