Без названия (мужчина в белом костюме, женщины по обе стороны). Без даты

Кураторы выставки: Лия Чечик, Анастасия Лепихова

Еврейский музей и центр толерантности при поддержке Благотворительного фонда «САФМАР» Михаила Гуцериева представляет выставку «Modernist Documentary: фотографии Леона Левинстайна». На протяжении более чем сорока лет Левинстайн снимал на улицах Нью-Йорка. Его излюбленные районы – Таймс-сквер, Нижний Ист-Сайд, Кони-Айленд, Пятая Авеню и Гарлем – те, «где происходит жизнь». Эти места нашли отражение в архитектуре и дизайне выставки – попадая в выставочное пространство, гости оказываются на шумной улице Нью-Йорка.

Леон Левинстайн является важной фигурой в контексте развития американской фотографии. Художнику удалось выработать свой уникальный визуальный язык: его работы– это смешение документа, формы и эмоции. В своих фотографиях Левинстайн часто прибегал к таким приемам как  крупные планы, кадрирование и нестандартные ракурсы, придающие композиции динамику. Оставляя порой лишь самые выразительные элементы человеческого тела в кадре, будь то голова, спина или руки – он низводил форму до абстракции, пластической штудии, не теряя ощущения реальности жизни в ней. Леон Левинстайн, так же как и его современники Диана Арбус, Роберт Франк и Хелен Левитт, фиксировал мимолетность и глубину момента, искали пути выражения своих личных переживаний и взглядов. В широком значении эту группу фотографов называли Нью-йоркской школой, однако верность этого термина до сих пор оспаривается специалистами.

Пятая авеню (мужчина с двумя дамами). Около 1959

Наставником Леона Левинстайна был легендарный арт-директор журнала Harper’s Bazaar, влиятельный графический дизайнер Алексей Бродович. Несколько лет, проведенных под руководством Бродовича, помогли Левинстайну в формировании собственной художественной эстетики. Второй знаковой фигурой, оказавшей влияние на фотографический метод Левинстайна, стал Сид Гроссман, один из отцов-основателей нью-йоркской Фотолиги и бессменный директор ее школы.

Работы Левинстайна были представлены на семи выставках, организованных в МоМА в 1950-е годы. В период 1960-1970-х годов фотограф столкнулся с прижизненным забвением, так как его творческий метод казался старомодным в сравнении в фотографией новой волны. В 1975 году Левинстайн был удостоен гранта Музея Гуггенхайма, однако за более чем сорокалетнюю карьеру автор так и не успел получить профессионального признания. Сейчас работы Леона Левинстайна находятся в частных и музейных коллекциях по всему миру, в том числе в MoMA, Метрополитен-музее, Чикагском институте искусств и Национальной галерее Канады.

Центральный парк, Нью-Йорк, 1974

Кони-Айленд. 1959

Игроки в гандбол. Хьюстон-стрит, Нью-Йорк. 1955

Нью-Йорк. 1954