© Сергей Тырышкин

После показа серии работ Владимира Кулакова в галерее «Академия» в 2014 году, хотелось бы продолжить диалог между автором и зрителем, но уже в новом формате и «качестве» и в другом месте. Этот диалог, прежде всего интересен тем, что тема исследования пограничных , периферийных участков пространства, находящихся возле места действия, остаётся актуальной и сегодня, рождая новые трактовки и вызывая свежие идеи.

Казалось бы, очень странно, что автор фиксирует своё внимание на фрагментах светотехнических эффектов и лазерных «туннелей», увиденных в обрамлении декораций какого-нибудь шоу. На это обычно никто не обращает особого внимания.

Почему же автор решительно отворачивает свой объектив от происходящего действа, направляя своё внимание на периферию? Зачем он делает акцент на незначительных,  на первый взгляд лишённых смысла, объектах?

Надеемся, что данная презентация поможет проникнуть  в неуловимые смысловые интонации автора,  таящиеся в замысловато-витиеватых  структурных переплетениях струящихся потоков энергии. У зрителя, созерцающего представленные фото-композиции,  могут возникнуть различные ассоциации, начиная с аналогии с масштабными космическими процессами, бурей вселенских человеческих страстей, или глубинных процессов внутри микро-макро среды.

© Сергей Тырышкин

Чёрная глубина пространства, составляющая периферию зрелища, превращается в загадочную «тёмную материю», в которой таятся скрытые возможности появления и светлого чуда, и леденящего душу ужаса. Эта тьма мощно и эффектно обволакивает собой всё вокруг и становится в трактовке автора, некоей силой, расширяющей смысловые просторы и влияющей на события.

Важную роль в создании таких эффектов играют новые технические возможности печати. Выразительность произведения усиливается благодаря металлической основе поверхности, создающей дополнительный эффект светоотражения. Важно и то,  что даже тёмные участки фона на поверхности выявляются за счёт отражения через зеркальную поверхность, привнося и нотку эстетического изыска.   

Если же говорить о творчестве Тырышкина, то периферийные территории, окружающие зрелище, становятся для него местом пристального интереса в обратном направлении   - он использует их в качестве плацдарма наблюдений за зрелищем в недоступных зрителю местах.  Это – купол, межкупольное пространство,  неожиданные ракурсные  точки между реквизитом и через него. Такой изобразительный язык в чем-то напоминает стилистику и экспрессию раннего Родченко.

© Владимир Кулаков

Этот подход, с одной стороны, расширяет диапазон восприятия номеров артистов,  с другой - придаёт работе артистов на манеже ещё более загадочную и одновременно, эффектную оболочку образа, придавая номерам новое художественное качество.   Артист, благодаря такому приёму, превращается у автора фотографии в некий загадочный подвид существа, с новыми, нехарактерными для простого смертного качествами, переводя образ в область научной фантастики, соединяющий человека с частями сценического реквизита и костюма. Тырышкин,  как уже зарекомендовавший  себя мастер в области психологического портрета, отточивший своё мастерство на создание образов актёров и деятелей московской театральной сцены, выходит на новый качественный уровень, экспериментируя над изображением цирковых артистов, придавая им яркие выразительные детали и вызывая новые смысловые ассоциации, при этом он сохраняет логическую целостность и сосредоточенность, в сочетании с безупречной композицией.

Итак, наша экспозиция открывает возможность для сравнения этих двух интересных мастеров исследующих пограничное пространство. Надеемся, что для многих будущих авторов она приоткрывает простор  и необъятные возможности для экспериментов.

Автор текста и куратор экспозиции Андрей Щелоков

© Владимир Кулаков