Для выставки Льва Мелихова в Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА» было отобрано около ста работ – это портреты героев московской художественной сцены, людей искусства, литературы, театра и образы Москвы – города, с которым связана судьба и искусство запечатленных фотографом людей.
Мелихов не зря говорит, что прежде, чем сделать портрет человека, с ним надо «как-то прожить», необходима сильная эмоция, чтобы снимок получился – героя нужно почувствовать, только тогда он будет настоящим, и в кадре останется неповторимый характер, уникальная личность. Эти кадры – результат не просто одной постановочной съемки, а многих встреч, бесед, дружбы, памяти, внутренней связи между фотографом и его героем. Многие из портретов, представленных на выставке, уже вошли в историю российской фотографии как классические, эталонные образы – например, портреты Александра Солженицына, Олега Янковского, Ольги Свибловой, Эльдара Рязанова, Леонида Пурыгина и другие. Художник – особенный герой для Мелихова, за которым он наблюдает уже много лет, создавая галерею образов, в которой отражена целая эпоха отечественного искусства. Одних он запечатлел в окружении своих героев, как Янкилевского или Брускина, других - в мастерских, антураж которых сам по себе рассказывает о мире художника (портреты Эдуарда Штейнберга, Франсиско Инфанте или Дмитрия Краснопевцева), а кого-то оставил в нарочито аскетичном пространстве, сосредотачиваясь только на фигуре, самой позе и контрасте света и тени (Дмитрий Александрович Пригов, Иван Чуйков или исчезающий Игорь Макаревич). Чтобы показать индивидуальность человека, Мелихов прибегает к самым разным приемам, но никогда – к кадрированию или обработке снимка.
Как и с героями портретов, с Москвой у Льва Мелихова – очень давние и наполненные эмоциями отношения. Сам он часто повторяет, что любит и понимает Москву больше, чем иной москвич. И снимает он ее, как любимую женщину. С искренней любовью и восхищением Мелихов рассказывает о ее красоте, парадности, и о контрастах и противоречиях, и о самых обыденных, но от этого не менее прекрасных образах. Неожиданные ракурсы иногда шокируют и обескураживают и заставляют удивиться, глядя на знакомые площади, на давно привычную москвичу торжественную архитектуру или, наоборот, – повседневность, другими глазами, обнаруживая живую, энергичную Москву, где память о прошлом перекликается с жаждой будущего.