Вернисаж – 24 февраля в 19:00

На выставке показываются произведения Артёма Пискунова, Сергея Потеряева, Сергея Рожина, Саши Салтановой, Владимира Селезнёва, Фёдора Телкова, Дмитрия Фёдорова, Натальи Хохоновой.

Произведения фотографов и художников были созданы специально для выставки и представляют истории и образы повседневной жизни знаменитого жилого района сегодня.

Уралмаш строился как соцгород; многие годы его жизнь была связана с работой Уральского завода тяжелого машиностроения. Экономические и политические изменения 1990–2000-х годов привели к тому, что образы города-сада, завода-гиганта, авангардной стройки, мощи инженерной мысли и трудового энтузиазма больше не описывают настоящую жизнь района. Уралмаш постоянно менялся, но изменения последних десятилетий наиболее заметны: теперь иначе отлажены работа коммунальных служб и инфраструктура районной жизни; на месте сохранявшихся до недавней поры деревянных построек первой пятилетки выросли многоэтажные дома; жилищное строительство, формы занятости и метрополитен привели к другой структуре района – с новыми центром и периферией. Наследием района являются не только авангардная архитектура и советское прошлое, но и криминальный статус района в 1990-е, а также все те исследовательские и художественные проекты, что притягивают сегодня в бывший соцгород самых разных людей.
Рассказы о прошлом Уралмаша пронизаны ностальгией и восторгом. Пафос созидания пространства новой жизни связывается многими отнюдь не с работой современных девелоперов. Кажется, что район лишился стилистически ясного и привлекательного образа и стал одним из многих жилых массивов города. Специфику новой районной жизни только предстоит уловить.

На выставке осмысляется и долгое освобождение жителей района от завода и социальных связей внутри соцгорода, и изменение пространственных иерархий и стертость своеобразия визуальной среды Уралмаша. Мифология строительства первых пятилеток соседствует с мифологией современного «бодрого» и «делового» Уралмаша. Можно увидеть, как связаны и в чем различны городское пространство прошлого и современное, как память о прошлом влияет на современную повседневную жизнь. Граффити и украшение подъездов, стихийные рынки и парни у боксерской груши – все это новые аспекты жизни Уралмаша.

Работая с интервью с жителями района, с архивными фотографиями и кинохроникой, гуляя по району с фотокамерой, слушая, наблюдая, создавая новый архив городской жизни, участники выставки пытаются сместить внимание с прошлого района на его настоящее как ценное – время нашей собственной жизни.

Ссылки на встречи в социальных сетях:

https://vk.com/metenkov_uralmash
https://www.facebook.com/events/1683610411877412/

Над выставкой работали Кристина Горланова, Ольга Королёва, Сергей Потеряев, Марина Соколовская.

Выставка реализуется в рамках проекта «УРАЛМАШ: производство будущего». Проект – победитель грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» http://museum.fondpotanin.ru/ Благотворительного фонда В. Потанина в 2015 году в номинации «Музей и местное сообщество» (куратор проекта – Сергей Каменский). Сайт проекта: http://uralmashidea.ru/

Выставка организована Фотографическим музеем «Дом Метенкова» и Музеем истории Екатеринбурга при поддержке Управления культуры города Екатеринбурга, Благотворительного фонда В. Потанина, фонда «Культурный транзит» и cети фитнес-клубов «Drive Fitness».

Благодарим за помощь Музей истории Уралмашзавода.

© Владимир Селезнев

© Дмитрий Федоров

© Сергей Потеряев
© Сергей Потеряев

© Федор Телков