© Игорь Култышкин. Из серии «Солдатики»

Открытие 16 апреля 2015

Выставка подготовлена совместно с Международным фестивалем фотографии PhotoVisa в Краснодаре.

Солдатики – игрушки сына. Он растет. Когда-то, лет пять назад, когда мальчишке были интересны зверики, по ночам, пока он спит, усталый папа на кухне мастерил из них свои фотографические сказки. Днем папа был вечно занят и рассказать истории про саванну и джунгли просто не мог. И он устраивал для львов и тигров из коробки в детской ночные фотосессии. Время шло. Мальчик рос, и вместе с Тетрисом и автогонками в iPad’e пришли на детский стол солдатики.
Не говорите мне о милитаризме и актуальности момента, не стоит. Вспомните лучше: Йозеф Бойс говорил, что с древности у женщин есть две роли, блудницы (жрицы) и матери, а у мужчин – жреца и воина. И не надо перебирать примеры растущего насилия наших дней – под Луной и в ее циклах длинная история человечества знавала кровавые волны и периоды относительного мира.

Кто больше интересуется солдатиками, отец или сын? Один играет с ними при свете дня, другой – глубокой ночью. В этих новых играх современности у игрушек уже нет малюсенькой настольной студии, где горшки с цветами и букеты превращаются в волшебные заросли: солдатикам не нужны обстоятельства, они вне их, над ними, вне всего. Они – космические воины, которые в разные эпохи рядятся в различные одежды. Их надысторическую данность фотограф осветил нестерпимым ярким светом (помните: Есмь Свет? – тот,  кто над Историей, и в котором все, лица и времена), столь жестким, что удлиняет тени и в их причудливой игре раскрывает скрытые сущности. Маленький солдатик превращается в отважного странника, разрезающего своим острым силуэтом тьму собственного пути. Горстка солдат обретает видимое значение слова «тьма» – тысячи; а битва десятка конников становится бурлением полков, где смешались кони-люди. Эти битвы – не реконструкции прошлого, но воплощение его, - все происходит как часто это бывает у фотографов, как будто вне личной воли, внутри самого процесса съемки и внутри камеры. Причем в случае «игры в солдатики» Култышкина это «внутри камеры» буквально: все происходит внутри аппарата для сканирования, где фигурки борются между собой, отбрасывая тени…

Избалованный зритель прочтет в массовых сценах «оммажи» Фаворскому, особенно иллюстрациям Владимира Андреевича к «Слову о полку Игореве». Зритель неизбалованный восхитится полками Игоря, которые он оживляет, точнее, которые живут в его руках.

Из многих опытов Култышкина с новыми игрушками сына к выставке отобраны представители русского воинства разных времен: богатыри тысячелетней давности, герои Войны 1812 года (которую следующие сто лет в России иначе как Великой Отечественной не называли),  и воины, пехотинцы и партизаны, Великой Отечественной войны, семидесятилетие которой в этом году. Три эпохи русского оружия, его горьких и важных побед. В детских играх и в свете новой фотографии – заново переживаемые нашим современником.

© Игорь Култышкин. Из серии «Солдатики»

***

И крыло бабочки, тенью задев лицо, исчезло. И начался ещё один миг. Такой же тихий, как предыдущий. Он, подобно предшественнику, хотел исчезнуть быстро и незаметно, перевалив через границу воспоминаний в сны, испариться с территории осознанного, но…

Тень крыла была замечена. И даже вызвала сладкий трепет в груди, более продолжительный, чем миг тени.

Игорь Култышкин — фотограф. Говорить об известности самых талантливых представителей этого занятия в России сложно, независимо от важности выставок, публикаций в ведущих международных журналах и проч.
Просто невозможно определиться, профессия ли это, времяпрепровождение или жизнь (когда человек не может не снимать, потому что это как дыхание и даже важнее). Вероятно, что в России фотография, особенно такая жизненноважная для художника, не есть профессия, поскольку не дает заработка, достойного для существования. С другой стороны, если мы вспомним, как бедно жили художники Монмартра, чьи картины теперь стоят миллионы и висят в крупнейших музеях мира, то существование бедного фотографа в наше время — не нарушает традиции «бедного искусства» и осознанного выбора бедности ради Идеи. Тогда фотография художников в России это?... — Остановимся на том, что это Искусство.

Работы Игоря Култышкина это визуальные стихи, наивные как детские попевки, каляки-маляки дадаистов, кажущаяся простота формы и затягивающая в глубину чернота фонов и смазанных теней персонажей, танцующая, дразнящая неоднозначность стиля. Посреди пустоты массовой рекламной жвачки, среди руин музейной культуры, осыпающейся в прах без внимания зрителей, создание фотографий, каким занят Култышкин, — занятие сумасшедшего фанатика, верующего, что стена реальности поддаётся, что в ней возможно пробить дверь в волшебный сад гармонии, и за серыми буднями сюжетов откроются движения космических миров, музыкальных, как и положено танцующим звездам.
Фотограф Игорь Култышкин — золотой мальчик, вечный Питер Пэн, прикосновением руки превращающий пыль в золото, ткущий сюжеты из наиобыкновеннейших предметов; он маг с задатками режиссёра, в руках которого стекло и детские игрушки облагораживаются светом, в них проступает природа образов, которым бытовые вещи следуют в сниженном обмирщённом виде. Играть в сказки и проводить сеансы световой магии на кухонном столе не царское дело, возразит зритель, но — ход конем: что скажешь, зритель, глядя на облака, послушно выстраивающиеся в короны и города на головах садовых статуй, на памятники, позирующие гордо, в полном сознании важности момента быть запечатленными.

…Художник знает о себе больше, чем его публика: он обладает культурной и исторической памятью; болезненный опыт многолетнего непонимания — стимул к внутреннему сокровенному развитию и вниманию к чужой боли, к тонким вибрациям пространства, света, длительности времени. Култышкин удерживает связь времён; в работе он сочетает простоту и виртуозность владения старой техникой съёмки и печати и свое самоощущение жителя мегаполиса, человека нового тысячелетия.

Москва, 2004-2015
Ирина Чмырева, к.иск., арт-директор
Международного фестиваля фотографии PhotoVisa в Краснодаре

© Игорь Култышкин. Из серии «Солдатики»

Игорь Култышкин

Родился в 1970 году и по сей день живет в Москве.

Занялся фотографией в детстве, лет в девять. Выпускник Московского политехнического колледжа им. Моссовета.
Персональные выставки прошли в Московском музее современного искусства и Музее истории фотографии (Санкт-Петербург) в 2006 году; в галереях «ФотоImage», Санкт-Петербург, «ФотоСоюз», Москва, Россия; «Santa Cecilia», Рим, Италия.

Участник многочисленных групповых выставок, в том числе в рамках фестивалей современного
искусства и фотографии, среди которых PhotoVisa 2013 в Краснодаре, FotoFest 2012 (биеннале фотографии в Хьюстоне, США), Международный фестиваль фотографии в Пиньяо (Китай, 2009), фестиваль «Пандус», (Москва, 2008), «Осенний фотомарафон» (Санкт-Петербург, 2004), «Отпечатки» (Петрозаводск, Россия, 2003). Его работы были показаны в стенах Музея фотографии в Шауляе (Литва), Московского дома фотографии, Государственного Русского музея (Санкт-Петербург, Россия), Музея-заповедника «Ростовский Кремль» (Ростов Великий).

Произведения хранятся в российских и зарубежных собраниях, в том числе, в Музее фотографии «Дом Метенкова», Екатеринбург; Московском музее современного искусства; Государственном центре современного искусства, Москва; Государственном Русском музее, Санкт-Петербург, Россия.

Его портфолио были опубликованы в журналах «Русский Репортер» (Россия); «Kwartalnik Fotografia» (Польша), «Imago» (Словакия).