ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА
МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ»
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ПОСОЛЬСТВА США В РОССИИ

представляют выставку

УИЛЬЯМ КЛЯЙН «НЬЮ-ЙОРК. 1955»

В рамках 9-го международного месяца фотографии в Москве «ФОТОБИЕННАЛЕ 2012»

При поддержке MasterCard и Renault

Открытие состоится 6 марта в 19:00

В рамках 9-го международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале-2012» МАММ представляет выставку, основанную на знаменитом альбоме Уильяма Кляйна «Нью-Йорк». Опубликованный в 1956 году в Париже, он так и не был принят американским глянцевым истеблишментом, однако прославил фотографа в Европе и стал настоящей классикой фотоискусства: был удостоен Премии Надара и признан величайшим фотоальбомом со времен Второй Мировой.

Уильям Кляйн (р. 1928) — американский фотограф, признанный одним из ста самых влиятельных фотографов в мире, и кинорежиссер, автор более двадцати художественных и документальных фильмов. На протяжении десяти лет — с 1955 по 1962 — был штатным фотографом журнала Vogue. Обладатель Премии Надара (1957) и Премии Хассельблад (1990).

Серия о Нью-Йорке была задумана Кляйном как фотографический дневник его возвращения в родной город. Уехав в 18 лет воевать в Европу, после войны он остается в Париже изучать живопись и начинает работать в мастерской Фернана Леже. Именно у Леже, тогда еще в качестве художника-декоратора, он усваивает принцип работы, который впоследствии станет его визитной карточкой: выходить из мастерской и работать в контексте города. Вначале фотография увлекает его как новый путь развития его абстрактной живописи, но постепенно она, по его же словам, открывает ему глаза на окружающий мир. Свои ощущения от возвращения в Нью-Йорк после восьмилетнего отсутствия он описывает как некий транс, зафиксированный с помощью фотоаппарата.

Уже самые первые эксперименты Кляйна с фотографией, основанные исключительно на знаниях живописца и с минимальными навыками обращения с камерой, нравятся главному редактору журнала Vogue Алексу Либерманну — и он предлагает ему работу. Никогда не интересовавшийся фэшн-фотографией, Кляйн принимает предложение — и этот шаг определяет все дальнейшее развитие фотографии моды. Именно Кляйн впервые отказался от постановочного света, начал снимать моделей прямо на улице и работать в «псевдорепортажной» манере.

Работа в глянце позволяла Кляйну делать независимые проекты — и первым из них стал именно «Нью-Йорк». Но несмотря на то, что Vogue спонсировал производство, в публикации книги было отказано: сам Кляйн называл ее жестоким дадаистским наскоком на город, но общественность не приняла этот агрессивный образ. Вызывающая «непрофессиональность» снимков — зерно, контраст, размытость, съемка широкоугольным объективом крупных планов, — и далекость от классических идеалов шли рука об руку с отчаянно субъективным описанием городских улиц, сделанным с документальной резкостью. «Жалкая, развращенная, неуютная берлога, средоточие всей мировой тревоги» — Нью-Йорк предстал образами малолетних обитателей Гарлема, цыган, напыщенных посетителей ночных клубов, домохозяек, сметающих продукты в супермаркете, людских толп и пошловатых рекламных вывесок. Кляйн подходил к жителям Нью-Йорка как антрополог, исследующий повадки аборигенов.

Этот образ Нью-Йорка приняла Европа — и в 1956 году книга с заголовком Life is Good and Good for You in New York («Жизнь хороша и хороша для Вас в Нью-Йорке») в духе рекламных слоганов вышла в свет в парижском издательстве, сделав Уильяма Кляйна знаменитым и установив новые каноны в фотографии.