Пятеро с  ПРАВОБЕРЕЖЬЯ — это пятеро чебоксарских фотографов: Юрий Евлампьев (1954 г.р.), Татьяна Чернова (1964 г.р.), Валерий Багильдинский (1935 г.р.), Валерий Железняков (1955 г.р.), Владимир Кириллов (1953 г.р.). Творчество этих фотографов сформировалось в 80-е годы ХХ века, когда фотолюбительское движение в СССР находилось на пике своего развития, когда в Чебоксарах работало до шести фотоклубов, когда чебоксарские фотографы стали выставляться в Чувашском государственном художественном музее, когда был заложен фундамент Чебоксарской фотографической школы, когда Чебоксары стали приобретать облик фотографической столицы Поволжья.  

Пятеро с  ПРАВОБЕРЕЖЬЯ — это члены фотографического сообщества «Чебоксарский фотоклуб», деятельность которого в 90-е годы ХХ века и в 00-е годы XXI века поддерживала фотографический стержень среди фотолюбителей Чебоксар и Новочебоксарска, и благодаря которому был выстроен «мост», связавший 80-е годы ХХ века (прошлое фотографического бытия) и 10-е годы XXI века (будущее фотографического бытия). Ключевые проекты этого сообщества — «Команда Р» (1994-1995), «Команда 605» (2001-2002), «НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД» (2004-2005) стали ориентирами для семи генераций чебоксарских фотографов

Пятеро с ПРАВОБЕРЕЖЬЯ — это и члены творческой группы «Приближение», которые, опираясь на традиции Чебоксарской фотографической школы, с 2005 года совместно реализовывают творческие проекты и визуализируют художественные процессы фотографического ПРАВОБЕРЕЖЬЯ на сайте «ART-переход.ru». Ключевые акции этой группы — «Вечер фотографии на Правобережье» (декабрь 2006), «Закрытие выставки ЛЮДИ ИЗ ПРОВИНЦИИ» (июнь 2009), «Рабочая встреча группы ПРИБЛИЖЕНИЕ» (март 2011), «Открытие выставки ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ ФРАГМЕНТЫ» (октябрь 2011) позволяют увидеть диапазон популяризации творческой фотографии. 

Работы, представленные на выставке «Пятеро с ПРАВОБЕРЕЖЬЯ»  — это работы из собрания Чувашского государственного художественного музея, пополнившие его фотографическую коллекцию в 2011 году. Коллекция, которая начала формироваться в 1999 году, на текущий момент насчитывает 415 произведений художественной фотографии 17-ти авторов. Эти произведения периодически на протяжении 12 лет входили в состав художественных или фотографических выставок, проводимых в стенах художественного музея. А с октября 2011 года в залах музея развернута постоянная экспозиция современной художественной фотографии. Сформированный фотографический раздел входит в состав музейной экспозиции «Искусство Чувашии. Истоки, развитие, современность», расположенной на III этаже основного здания ЧГХМ. 

Юрий Евлампьев, участник выставки «Пятеро с ПРАВОБЕРЕЖЬЯ», представлен работой «По направлению к себе (серия, 5 листов). 2011». ХХ век для Юрия Евлампьева был временем формирования изобразительности в пространстве чёрно-белой фотографии. Делая акцент то на чёрной градации в периоде «Тёмный», то на белой градации в периоде «Светлый», Евлампьев пытается охватить весь диапазон вибраций визуального мира. С наступлением XXI века Юрий Евлампьев резко дистанцируется от прежнего пространства и переходит в пространство цветной фотографии, где изобразительность уже выстраивается не только посредством градационной шкалы, но и активно используются цвета реального мира.

Его первая «цветная работа» «ПереХОД (серия, 30 листов). 2002» возникла как результат визуального исследования на основе принципа «нерешающего мгновения» ключевого артефакта городского ландшафта — «переход». «Нерешающее мгновение» прочертило след и в таких его работах как «Проникновение (серия, 6 листов). 2008» и «Облачный день (серия, 10 листов). 2009».

В работе «По направлению к себе» главным персонажем является сам автор — Юрий Евлампьев. Изображая себя, фотограф не только утверждает ценность творческой личности, но и видит в себе олицетворение типичных устремлений своего поколения, своей социальной группы. Вписывая себя или в природный ландшафт, или в архитектурное пространство, или в условный интерьер, Юрий Евлампьев выстраивает вектор по направлению к себе, интегрированный в формулу: познание мира — через познание самого себя. 

Татьяна Чернова представлена работой «Неспешный разговор (серия, 5 листов). 1994 – 2000». Её первая работа «Тени (серия, 5 листов). 1983» послужила точкой отсчета в ее долгих поисках минимальной градационной шкалы на плоскости фотографического листа. Последовавшие работы — «Шпицберген (серия, 12 листов). 1990 – 1991», «Чёрный (серия, 18 листов). 1991 – 1994» лишь подтвердили её принципиальность в разработке персональной изобразительности. Ещё большую скупость на количество используемых градаций Чернова продемонстрировала в работе «Фотомонотипия (цикл, 18 листов). 1994 – 1997», где эмоциональный накал пронзителен, а каждая мизансцена метафорична.

Её работа «Неспешный разговор» не отрицая уже созданного, органически вписывается в систему координат минимальной градационной шкалы, но в отличие от других работ наполнена необыкновенной теплотой человеческих отношений, читающихся в профилях лиц, кистей рук и ненавязчивого света, пронизывающего всё вокруг. 

Валерий Багильдинский представлен работой «Возвращение (серия, 10 листов). 2003» из авторского фотографического проекта «КРИУШИ. Визуальное исследование. 1990 - 2004». В этой работе как и в других работах проекта исследуется типичная российская деревня на рубеже ХХ и XXI века. Проект реализовывался в небольшой чувашской деревне Криуши, расположенной на правом берегу Волги, что в 50-ти км от Казани и в 100 км от Чебоксар.

Кропотливая работа Валерия Багильдинского в  течение 15 лет календарно выглядела так: в начале марта каждого года он выезжал из Чебоксар в Криуши, а в конце ноября того же года возвращался в Чебоксары. Его нахождение в Криушах формально было привязано к земле, где он выращивал овощи. С утра до позднего вечера он, как правило, пропадал в огороде или строил свой дом. Это внешнее, логически оправданное обстоятельство, закономерно привело его к ночным съёмкам. Фотографическая панорама Криуш у Багильдинского представляет череду жителей этой деревни в минуты редкого отдыха, а также череду деревенского пейзажа, который представлен не столько как элемент эстетического наслаждения, а скорее — как пейзаж ассоциативный. Большинство мизансцен снято в ночи, и все персонажи, как и пейзаж, сияют на чёрном фоне. Такова визуальная логика Багильдинского, который считает, что вспышка в ночи высвечивает только самое главное и необходимое, и хочется добавить к этому — и вневременное.

Его «Возвращение» — это призыв к возвращению на свою землю, где стоит дом, посажено дерево и сыновья продолжают дело своих отцов.  

Валерий Железняков представлен работой «Красный день (серия, 10 листов). 2002». Эта работа создавалась не в результате длительных фотосъёмок, растягивающихся у фотографа порой на годы, а как результат трёхдневной акции «Международный фотографический пленэр в Нижнем Новгороде» (сентябрь 2002) при участии фотографов из Швейцарии, Франции, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Кирова, Йошкар-Олы и Чебоксар. Нижегородский порыв Железнякова оказался настолько плодотворным, что его наработки проявились в целой веренице групповых и персональных выставок: «Пришел, увидел, проявил!» (2002, Нижний Новгород), «Нижегородский пленэр» (2003, Йошкар-Ола), «Пространство неизвестного» (2004, Чебоксары), «Трансформация» (2006, Новочебоксарск), «Красный день» (2007, Новочебоксарск).

Работу «Красный день» отличает цепкость взгляда, позволяющая выделять характерные приметы времени, умение в обыденном обнаруживать метафорическое, восхищение молодостью и общая мажорность, переходящая в гимн городу. 

Владимир  Кириллов представлен работой «Дежа вю (серия, 6 листов). 2009». Творчество Кириллова связано, прежде всего, с такими жанрами как натюрморт и городской пейзаж.  И когда во второй половине 00-х годов XXI века в его творчестве появились признаки ассоциативной фотографии, то он тем самым подтвердил расхожее: надо работать — и лишь тогда возможен творческий рост, приводящий к уверенности реализовать задуманное.

В его работе «Дверь (серия, 5 листов). 2007» ассоциативный ряд в мизансценах выстроен на «сопричастности» такого элемента как дверь к повседневной жизни человека, где обязательно должна присутствовать процедура «входа» или «выхода». В другой работе «Красный май (серия, 5 листов). 2009» ассоциативный ряд построен на «сопричастности красного» в выстраивании знаковых вех эпохи.

В серии «Дежа вю» (франц. «deja vu» — «уже виденное») во всех мизансценах человек выведен за кадр.  Ассоциативный ряд составляет вереница некоторых декораций, где повторяется один назойливый элемент, но изображённый с разных азимутальных точек. И этот ассоциативный ряд эквивалентен бегу по кругу. 

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ,

куратор фотографических  проектов в Чебоксарах. 

Работа выставки: 11 февраля — 11 апреля 2012 года

Открытие  экспозиции 11 февраля 2012 г. в 14:00 

Адрес музея: г. Чебоксары, ул. Калинина, 60;

часы работы: с 10.00 до 18:00 кроме понедельника.

телефон: (8352) 63-60-09

сайт: www.artmuseum.ru