Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО
при поддержке Министерства культуры Российской Федерации

представляет выставку

«ЛЁГКОЕ ДЫХАНИЕ»

Открытие: 6 октября 2011 года в 18.00

в выставочном зале Дворового корпуса

РОСФОТО представляет выставку петербургского фотографа Вячеслава Баранова. В проекте «Легкое дыхание» объединены работы из трех фотографических серий: «Последние римляне» (2002–2004), «Шагреневое время» (2011) и «Петербургские сумерки» (2000–2010).

ВЯЧЕСЛАВ БАРАНОВ О ПРОЕКТЕ «ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ».

По ритму собственного дыхания, будучи фотографом, «человеком с камерой», я пытаюсь контролировать свои поступки и результаты этих поступков. Когда дышится особенно легко и воздух пьянит тебя, веселит, будто в горах с особенно потрясающим видом на ещё более высокие горы — ты не ошибаешься никогда. Становишься на мгновение волшебником, способным оживить заведомо мёртвую железяку, скажем, канализационного люка вмонтированного в асфальт, уловить его мудрёную ухмылку, взглянуть в пустые глазницы не только медного всадника, но его коня — и всё возможно, пока запас необходимого воздуха в твоих легких несёт своего хозяина над онемевшим миром… Даже старые, подобранные из всякого хлама, плёнки обращаются в россыпь сокровищ, причём говорящих, поющих, складывающихся в драматическое повествование, фантастический сюжет. Но приходит срок и обрывается дыхание, становясь натужным, требующим усилия. Значит — всё, ищи новые горы, подъёмы и обрывы. И хорошо, если найдёшь… Фотография — вещь безжалостная. Выравнивая своей неподвижностью живое и неживое, она выводит, если прибегнуть к марксисткой терминологии, на потребительский рынок новый товар — возможность осмысленной жизни. Нельзя подзабыть ненужное, поправить непоправимое. Да и цивилизация, мне кажется, в последние десятилетия, повинуясь самосохранению, хочет вернуть изображению механические функции, путаясь в дебрях знаковых систем. Однако миллиарды фотографов бессознательно охвачены идеей ценности продукта, раздаваемого даром, открывающего за каждым углом край света. Неподвижная амальгама разрывает цепочку навязанных извне событий, не допуская лживых вариантов. А главное — возвращает, прежде всего, к самому себе, побуждая не спеша подумать о последующем кадре…

Предлагаю вашему вниманию то, что успел захватить, сохранить не только по формальному признаку профессии, но отражая внутреннюю историю, как она мне виделась, жизнь оживающих кадров с иронией, трагизмом, сарказмом, бог знает чем ещё…

Биография

Вячеслав Баранов состоит в Союзе художников России, международном Cовете музеев (ICOM) и международной Федерации художников (IFA).

Избранные групповые выставки:

2000 Международный фотосалон Сибирь, Новосибирск

Международный шанхайский арт — форум 2000, КНР

2001 Международный шанхайский арт — форум 2001, КНР

Фотобиеннале «Fodar», Плевен, Берлин

I Международный фестиваль фотографии «Proзрение», Центр современного искусства, Нижний Новгород

2002 Международный салон Сибирь, Новосибирск

Международная Московская Фотобиеннале, МДФ, Москва

2004 «Paris Photo», Париж

Проект «Поэма без героя», музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт- Петербург

2008 Международная Московская Фотобиеннале, МДФ, Москва

Избранные персональные выставки:

2002 «Светлояр. Хранители святыни», Государственный музей А. М. Горького, Нижний Новгород

«Dream of May», Выставочный зал Санкт-Петербургского творческого союза художников (IFA), Санкт-Петербург

«Белое и черное», галерея «Фотосоюз», Москва

«Другая жизнь», Выставочный зал Санкт-Петербургского творческого союза художников (IFA), Санкт-Петербург

2004 «Чуланчик», Выставочный зал Санкт-Петербургского творческого союза художников (IFA), Санкт-Петербург

«Весна», Grand Palais, Париж

2005 «Времена года», Арт-Центр «Пушкинская 10», Санкт-Петербург

2006 «Последние римляне», Выставочный зал Санкт-Петербургского творческого союза художников (IFA), Санкт-Петербург

2008 «Скромное подаяние Голливуда. Седьмое чувство», клуб «Улица О.Г.И.», Москва