Центр современной культуры «Гараж»
Фонд «Айрис»
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» Министерства культуры Российской Федерации
Российское агентство международной информации РИА-Новости
Национальный медиа музей, Брэдфорд, Великобритания

при содействии

Посольства Великобритании в России

Центр современной культуры «Гараж» открывает выставку одной работы — знаменитой фотографии 1857 года «Два пути жизни» Оскара Густава Рейландера (Oscar Gustav Rejlander).

В эпоху, когда еще открывали новые земли и рождались новые научные теории, революция визуальных искусств, ознаменованная появлением фотографии, не была осознана современниками как новый этап истории мировой культуры. Среди мастеров XIX века, чьи поиски в искусстве изменили современный мир, стоит имя фотографа и художника Оскара Густава Рейландера. Он является младшим представителем поколения первооткрывателей, среди которых британский «отец фотографии» Генри Фокс Тальбот (Henry Fox Talbot). Именно с программного произведения Рейландера «Два пути жизни» (1857) принято отсчитывать рождение визуального монтажа, ставшего новым способом выражения абстрактных идей и концепций (что на протяжении веков считалось прерогативой вербального языка). Активное развитие монтажа началось уже в ХХ веке. С монтажным мышлением связано появление в 1920-30-х годах знаковых произведений русского художественного авангарда, как в живописи, графике, искусстве плаката, так и в фотографии. Прошлое столетие запомнилось и активным диалогом фотографии (и ее создателей) с современной им идеологией: от апологетики до критики, от конструктивистского гимна советской идеологии до критики буржуазного консьюмеризма в наши дни. Монтаж образа и текста — основа воздействия феномена масс-медиа ХХ-XXI веков. Монтаж фрагментов изображений, обрывков слов и фактур — узнаваемые признаки современного искусства, от дадаизма и сюрреализма к поп-арту и постмодернизму.

Квинтэссенция возможностей визуального монтажа содержится в «Двух путях жизни» Рейландера, настоящем манифесте морали Викторианской эпохи. Автору удалось средствами фотографии создать произведение, в котором сочетались композиция живописной картины классицизма и содержание, актуальное для своей эпохи, новейшие достижения техники того времени и авторские находки. В центре композиции — старый учитель; двое его учеников выбирают разные пути, один идет к наслаждениям и неправедной жизни, другой — к образованию, наукам, ремеслу, благотворительности. «Визуальный текст» Рейландера поразил современников и стал предметом многочисленных публикаций.

Не меньше, чем содержание произведения, зрители обсуждали его внешнюю форму: Рейландер напечатал фотографию размером почти 80 см в длину, что было привычно для живописных полотен, но никак ни для фотографии середины XIX века. За полтора века до появления цифровых технологий «Два пути жизни» явились примером искусно созданного вручную цельного монтажа из более чем 30 отдельных снимков. В том же году «Два пути жизни» были приобретены в коллекцию принца Альберта, впоследствии ставшего одним из источников собрания фотографии Музея Виктории и Альберта. Так, в середине XIX века коронованные особы продемонстрировали публике, что фотография — новый вид искусства, а фотографический отпечаток — объект, достойный коллекционирования.

Хранящийся сегодня в коллекции Национального медиа музея в Брэдфорде (National Media Museum in Bradford) и не покидавший Великобритании почти столетие оригинальный альбуминовый отпечаток Рейландера 1857 года будет представлен в «Гараже». Проект «Монтируя реальность. „Два пути жизни“ Оскара Густава Рейландера» обозначает то важное место, которое ранняя британская фотография занимает в истории мировой визуальной культуры. Показ уникального произведения сопровождается демонстрацией на экранах ста знаковых фотографических монтажей XIX–XXI веков — ретроспекцией фотографии как нового способа монтажа реальности, от Рейландера до наших дней. Эта инсталляция — символ тотального воздействия зрительных образов в современной цивилизации.


Оскар Густав Рейландер (1813–1875), художник и фотограф. Родился в Швеции, изучал живопись в Италии, переехал в Англию в 1840, где начал работать с фотографией в 1852–1853 годах. В 1857 году создал произведение «Два пути жизни», которое в том же году было приобретено в коллекцию принца Альберта и показано на «Выставке художественных сокровищ» в Манчестере (первом в мире смотре достижений мирового искусства и культуры). Рейландер представил разработанную им технику получения фотографических монтажных изображений другим авторам, среди которых был классик британской фотографии Генри Пич Робинсон (Henry Peach Robinson), создавший впоследствии множество монтажей. В 1872 году Рейландер познакомился с Чарльзом Дарвином и стал автором фотографических иллюстраций к его научному труду «Выражение эмоций у человека и животных». Художник также был известен своими жанровыми фотографическими композициями и активным участием в дискуссиях о фотографии в британской печати.

Большая коллекция произведений Рейландера, в том числе подлинник его знаменитой композиции «Два пути жизни» 1857 года, хранится в Национальном медиа музее в Брэдфорде.

Национальный медиа музей в Брэдфорде, Великобритания. Обладает одним из крупнейших и богатейших фотографических собраний в мире, особенно после того как на хранение в музей была передана коллекция Королевского фотографического общества Великобритании. Музей также является центром хранения, изучения и популяризации различных медиа: фотографии, кинематографа, телевидения, анимации, радио, цифровых коммуникаций и игр. 

Кураторы выставки: Евгений Березнер, Ирина Чмырева, Наталья Тарасова