10 апреля в 14.00 в Фотографическом музее «Дом Метенкова» состоится открытие выставки «Homo ludens / Человек играющий», подготовленной в рамках VII Российского фестиваля антропологических фильмов. Фотовыставка представляет работы четырех екатеринбургских фотографов Вячеслава Иванова, Дениса Тарасова, Федора Телкова и Дмитрия Федорова. Одна часть выставки размещена в «Доме Метенкова», другая — в Доме кино, где будут показаны фильмы фестиваля. Выставка работает до 22 мая.

Для современного человека обряды и обычаи прошлого являются чем-то условным, выходящим за рамки привычного и повседневного — это пространство игры, театра, «иного бытия», нежели обыденная жизнь. В XXI веке рудименты традиционной культуры приобретают форму ролевых игр. Рыцарские сражения в студенческих аудиториях оказываются в одном ряду с тренировочными лагерями казаков, а национальный праздник в марийской деревне с костюмированными шоу по мотивам японских аниме. При этом в игре человек находит модели самоидентификации, она помогает ему лучше разобраться в себе и найти свое место в мире.

Серия фотографий Дениса Тарасова снята в одном из казачьих патриотических клубов. Ее герои — увлеченные оружием и формой казаки, а также дети из неблагополучных семей, у которых за плечами «воспитание улицей», наркотики и приводы в милицию. Военные игры для них являются единственным шансом на более или менее нормальное воспитание. Добро или зло сеют взрослые в детских душах, пусть зритель решает для себя сам. Фотографии ставят вопросы, но не дают ответов.

Дмитрий Федоров исследует молодежные субкультуры фанатов японских аниме и исторического фехтования. Находят ли себя молодые люди в лабиринтах сюжетных переплетений мультфильмов, или, возвращаясь к реальной жизни, остаются, как и прежде, один на один с пустотой одиночества? Бескомпромиссный поединок на мечах в подземном переходе в равной мере напоминает спорт, фарс, компьютерную игру и историческую реконструкцию.

Фотографии Федора Телкова сделаны в марийской деревне на Урале. Портреты женщин в национальных костюмах сняты в стилистике, близкой к глянцевым журналам. Такой прием в сочетании с непритязательной обстановкой деревенской жизни привносит в фотографии иронию и гротеск. Документальные кадры Федора из повседневной жизни марийцев, где парадоксально перемешаны разнообразные культурные коды, показывают эволюцию традиционной культуры в XXI веке.