30 ноября 2010 года галерея Photographer.ru в сотрудничестве с Howard Greenberg Gallery (Нью-Йорк) открывает первую в России выставку Сола Лейтера, выдающегося американского фотографа и яркого представителя нью-йоркской школы. В течение двух месяцев в цехе розлива на Винзаводе будут экспонироваться цветные фотографии, принесшие своему создателю славу новатора полвека назад, и поражающие до сих пор.

Сол Лейтер (Saul Leiter) родился в 1923 г. в городке Питтсбург (США, штат Пенсильвания). Сын известного толкователя Талмуда, прочившего своего сына в раввины, он сделал свой окончательный выбор в пользу искусства в двадцать три года, когда покинул богословский колледж и подался в Нью-Йорк учиться живописи. Там он познакомился с абстрактным экспрессионистом Ричардом Пусетт-Дартом и фотографом Уильямом Юджином Смитом, под их влиянием стал снимать — сначала на черно-белую пленку, затем на цветную.

Опыты с 35-мм «Лейкой» быстро принесли свои плоды — в 50-х гг. Лейтер участвует в выставках, в том числе, и в программном проекте Эдварда Стайхена «Всегда молодые незнакомцы» (1953 г., Музей современного искусства, Нью-Йорк). С конца 50-х гг. сотрудничает с модными журналами — Harper’s Bazaar, Show, Elle, British Vogue, Queen, Nova. В свободное время рисует или бродит, вооружившись фотокамерой, по улицам Нью-Йорка. Именно благодаря этим, сделанным для собственного удовольствия цветным снимкам имя Сола Лейтера навсегда вписано в историю мировой фотографии; они же послужили причиной его второго открытия в 2000-х.

Уникальные «лейтеровские» цвет и композиция кадра, берущие начало в живописном опыте (любимые художники — французские символисты Боннер и Вюйар) и выделяющие Лейтера из числа современников, ставят его фотографии в совершенно иной, вневременной художественный контекст и сообщают им особую притягательность для современного зрителя. «Чувствительность Лейтера позволила ему избежать внутреннего конфликта с городским окружением, характерного для таких мастеров уличной съемки, как Роберт Франк и Уильям Кляйн. Его камера предлагает альтернативный способ видения. Он находит островки тихой человечности посреди манхэттенских штормов, вылавливает уникальные урбанистические пасторали из, казалось бы, наименее располагающих к ним обстоятельств», — пишет Мартин Харрисон в монографии о Лейтере «Ранний цвет».

Работы Лейтера находятся в крупнейших музеях мира, в том числе, в Альбертине (Вена), в музее Виктории и Альберта (Лондон), в Берлинских государственных музеях, Национальной галерее Австралии (Канберра), в Национальной художественной галерее (Вашингтон), Музее современного искусства (Нью-Йорк), во многих других престижных публичных и частных коллекциях.