10 сентября 2010 в 17.00 в Фотографическом музее «Дом Метенкова» состоится
официальное открытие фотовыставки «Индустриальные мечты» в рамках
параллельной программы Первой Уральской индустриальной биеннале современного
искусства. Презентация выставки для гостей биеннале пройдет 11 сентября в
18.00.

На выставке представлены шесть персональных проектов екатеринбургских
фотографов и серия фотографий начала 1930-х г., напечатанных с негативов из
фонда Государственного архива Свердловской области. Выставка работает до 10
октября 2010 г.

Фотографии Леонида Сурина, Николая Татарченко и других уральских
фотографов, пионеров фоторепортажа в большинстве случаев не печатались и не
публиковались с 1930-х годов. В целом их снимки складываются в эпическое
повествование о победе человека над стихией, машины над природой,
цивилизации над традиционным укладом жизни. При очевидно преступных методах,
которыми осуществлялась индустриализация в СССР, нам трудно даже вообразить,
сколь фантастическое впечатление производили на современников в считанные
годы выросшие металлургические заводы, километры цехов, скрывающихся за
линией горизонта. Поскольку в каждом кадре есть человек, то в соотношении с
ним поражают огромные масштабы заводов, бескрайние индустриальные ландшафты,
вытеснившие природный пейзаж. Буколические картинки прошлого сменили реки
раскаленного металла, устремленные к небу трубы, напоминающие горы силуэты
газгольдеров. Правда фотографического документа утверждает торжество
индустриальной утопии. Открытие выставки приурочено к профессиональному
празднику архивистов, к 91-й годовщине образования государственной архивной
службы в Свердловской области.

Другой полюс во времени представляет серия интерьерных снимков Дениса
Тарасова, снятая в 2009 году на заводе Уралмаш, одном из гигантов
индустриализации. Основным объектом фотографий стали персональные шкафы
рабочих, расписанные художником Геннадием Власовым цитатами из классических
картин. Сюжеты выбирали сами рабочие, и не удивительно, что предпочитали они
реалистический пейзаж. Фотографии говорят нам о мечте заключенного в мертвую
среду из стекла и стали человека о свете, воздухе, природе и счастье.
Сочетание цветов на картинах перекликается с ритмом цветных пятен второго
плана, цех прочитывается как декоративное панно, а скользящий боковой свет
привносит в снимки романтическую атмосферу. Серия победила в номинации
арт-фотография на международном фестивале фотографии «Волжское биеннале
2010» в Нижнем Новгороде.

Фотографии Константина Саломатина для серии «Завод советского периода» сняты
в Арти, на одном из уральских заводов, благополучно пережившем кризис и
поставляющем продукцию в Европу. Завод делает швейные иглы, косы. Технология
производства не менялась как минимум семьдесят лет, везде ручной труд, чудом
уцелевшие грохочущие станки-динозавры, реликты коммунистических времён; на
стенах плакаты с Лениным и лозунги про ударный труд и пятилетки. Фотографии
стилизованы под журнальные снимки 1950–1960-х годов. Как будто колесо
истории повернулось вспять. Если в сталинские годы ценой уничтожения
крестьянства построили огромные заводы и тысячи тракторов, то в XXI в.,
когда металлургические гиганты переживают не лучшие времена, не ослабевает
спрос на предметы традиционного крестьянского труда. Выставка подготовлена
музеем совместно с журналом «Русский Репортер».

Фотографии Дмитрия Федорова выполнены в жанре портрета в интерьере, их
героями стали молодые рабочие екатеринбургского завода Химмаш. В начале XX
века художники-авангардисты вдохновлялись простотой геометрической формы, в
середине века соцреализм воспел мифического человека труда. В работах
Дмитрия Федорова присутствуют обе эти традиции. Металлические конструкции в
цехе, станки и детали прочитываются как реминисценции эстетики авангарда, а
комплементарное сдержанно-уважительное отношение фотографа к героям
заставляет вспомнить о советской фотографии. При том, что в лицах молодых
людей без труда узнается современник, человек нашего времени.

Диптихи Сергея Потеряева из серии «О тех, кто делает тепло» построены на
исследовании повседневной жизни котельни УГТУ-УПИ, на сочетание портрета
рабочего и фотографий немногих вещей на его рабочем месте, приобретающих в
контексте выставки символическое значение. Серия принесла автору победу на
всероссийском конкурсе «Молодые фотографы России 2010»

Основная идея фотографий Вячеслава Иванова и Александра Прокофьева —
Екатеринбург, как воплощение индустриального урбанистического мифа. Город
вырастает из завода, завод корнями врос в город — такова историческая судьба
столицы Урала. Фотографии Вячеслава Иванова сняты на пляже у подножия
Верх-Исетского завода. Обнаженные тела, расслабленное состояние души, уголок
частной интимной жизни в пространстве из железа и бетона, в индустриальном
пейзаже цехов и градирен. В работах Александра Прокофьева использованы
классические приемы аналоговой фотографии: монокль и мультиэкспозиция. Если
в суровых, драматических кадрах с многократной экспозицией повседневная
жизнь города вязнет в жесткой структуре металлических конструкций, то
фотографии, снятые с помощью однолинзового объектива, напротив, наполнены
воздухом и светом, романтикой и мечтательностью.

Беркович Артем (Фотографический музей «Дом Метенкова»)