Весь фотоархив Николая Бахарева можно условно поделить на две части по принципу «место проведения съемок», отсюда и название выставки: публичное — это территория общественного пребывания; частное — личное пространство за закрытыми дверями.

Объектом внимания автора на общественной территории, чаще всего на пляже, становятся простые жители Новокузнецка, случайные люди: семейные пары или разновозрастные шумные компании. Надо заметить, что образ пляжного фотографа — маска, долгое время позволявшая фотографу что-то заработать на жизнь. На пляже люди разоблачаются (в буквальном смысле), они раскрывают себя миру. Демонстрируя свой «официальный» образ, они желают увидеть себя красивыми. В результате, как рассказывает сам Бахарев, модели часто на него обижаются, не платят за снимки: «зато у меня остается фотография для себя». Слишком силен оказывается контраст между гладким представлением о себе и выхваченными взглядом камеры характерными чертами.

На частной территории, где моделями чаще всего являются девушки, автору удается сорвать маску внешнего, докопаться до индивидуальности, оголить сущность и дойти до полного очищения персонажа от всего наносного, одновременно заставляя свою модель расцвести в этих правдивых, нелепых советских декорациях.

Николай Бахарев работает над одним портретом по нескольку часов. Он тщательно выстраивает мизансцену, заставляя своих героев принимать странные (с точки зрения бытовой фотографии) позы, продумывает антураж, делая детали («Советское шампанское», картинки на стенах, полураскрытые журналы) полноценными участниками спектакля. Провинциальный быт присутствует на всех фотографиях частной серии, но этот быт заботливо воссоздан. Не выдернут взглядом документалиста из потока реальности, а задействован в качестве экзотической театральной декорации. Это, безусловно, постановочная фотография, но она куда реалистичнее работ некоторых фоторепортеров. Мы узнаем себя — точнее, узнаем среду, время, стиль жизни. Чуть менее артикулированы приметы времени в публичной серии, но эти лица, сами разыгрываемые участниками ситуации — говорят за себя, такие фотографии нельзя воссоздать: время изменяется, сама натура становится другой, и — что всего важнее — меняется представление моделей о том, как выглядеть и репрезентировать себя.

Объединяющей и самой ценной чертой всех работ является способность автора через портрет одного человека, одной семьи, одной компании создать портрет целого поколения. Бахарев снимает уже несколько десятилетий: страна стала другой, но люди остались, и благодаря его работам можно увидеть, как они изменились. И изменились ли.

Впервые, именно на выставке в Галерее «ФотоДепартамент» будут представлены контрольные отпечатки фотографа — вся пленка на одном печатном листе, на некоторых видны пометки автора, обведены отобранные фотографии. И от кадра к кадру виден процесс работы с моделью и та любовь, с которой Бахарев относится к своим героям, желая показать их настоящими.

Аккредитация для СМИ:
по телефону: +7 (901) 301–7993
по e-mail: press@fotodepartament.ru

При поддержке:
Галерея Photographer.Ru