Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером. Фотогалерея имени братьев Люмьер представляет выставку Василия Егорова (1914 — 2007), приуроченную к 95-летию мастера. Блистательный репортер ТАССовской школы, из девяноста трех прожитых лет более 60 отдал фотографии.

В советское время он был одним из самых известных политических репортеров, снимавшим едва ли не все значимые события ХХ века. От похорон Сталина до приема советского премьер-министра в Букингемском дворце, от речи молодого Фиделя Кастро перед народом на острове Свободы до выступления Хрущева в ООН, от переговоров по Суэцкому каналу в 1956 до съездов КПСС… Не только он знал политических лидеров в лицо, но и они его. ТАССовская легенда гласит, что Брежнев мог иногда по-свойски приветствовать Василия Васильевича: «Как дела, Егорыч?».

Он был одним из первых советских фотографов, чье мастерство оценили западные редакторы и … английская королева. В 1956 дипломатические переговоры в Лондоне по поводу Суэцкого кризиса снимали десятки корреспондентов английских газет и мировых информационных агентств. Егоров, в отличие от коллег, не бегал вокруг министров с блицем, а установил камеру на старомодном штативе — в той единственной точке, откуда были видны лица всех участников переговоров. На следующий день утренние газеты Британии вышли с фотографией… Василия Егорова. Чтобы оценить вполне пикантность ситуации, надо вспомнить, что во время кризиса на Ближнем Востоке Советский Союз был среди оппонентов Британии и Франции, выступив на стороне Египта, национализировавшего Суэцкий канал. Неизвестно, эта ли история послужила причиной или иная, но в 1967 году, когда Егоров в качестве фотокорра ТАСС снимал визит советского руководителя в Лондон, он был приглашен для съемки в Букингемский дворец. Кроме него, снимали еще пятеро англичан. После фотосессии ему сказали, что он был единственным иностранцем, которому позволили фотографировать во дворце.

Уже будучи в годах, он признавался, что больше всего любит снимать красивые виды и женщин. Его фотографии Софи Лорен (1962) или Чарльза Чаплина с молодой женой Уной О′Нейл (1954) сохраняют не только шарм, красоту, элегантность героинь, но и передают их чувственность. Василий Егоров даже в официальных репортажах мог подметить мгновенья легкого флирта, кокетства, ухаживания. Сколько фотографов снимали первых космонавтов на трибуне Мавзолея? Но лишь Егоров увидел момент, когда они были не монументальными героями космоса, а просто мужчинами и женщиной — обаятельными, молодыми, счастливыми.

Репортер милостью Божией, Егоров умел ценить мизансцену, типажи, атмосферу… Среди его шедевров — «Уличный парикмахер» (1955, Пакистан); «На перекрестке веков.» (Монголия, 1949); «Алексей Николаевич Косыгин в головном уборе вождя индейского племени» (Канада, 1971). Абсолютно серьезный премьер с достоинством несет тяжесть дипломатического долга. Похоже, фотограф оказался единственным, кто осмелился заметить комизм официальной ситуации. Юмор, наблюдательность, эмоциональность — такие же отличительные черты лучших фотографий Егорова, как безупречная композиция, чувство ритма, точность детали. В фотографиях Егорова очевидны не только его визуальная одаренность, но и человеческая незаурядность.

Выставка пройдет с 15 декабря 2009 по 17 января 2010.

Дополнительная информация по телефону (499) 230-38-68 или на сайте www.lumiere.ru