ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
Московская Школа фотографии и мультимедиа им. А. Родченко
Приглашают Вас на открытие выставки пинхол-фотографии
«ЧЁРНАЯ ДЫРА»

Все фотографии, представленные на выставке «Чёрная Дыра» сделаны с применением Камеры Обскуры (перевод с лат. «чёрная комната») — камеры, с помощью которой были сделаны первые в мире фотографии. Этот тип камеры также называют «пинхол» (перевод. с англ. «отверстие, проделанное булавкой»). Два названия «Чёрная комната» и «Пинхол» дали название выставке — «Чёрная Дыра».

Выставка приурочена к юбилею Фотографии — 170 лет назад в 1839 году был прочитан доклад об изобретении светочувствительных слоёв, то есть, фактически, об изобретении фотографии.

Камера Обскура становится все более популярным увлечением. «Снимать на дырочку» интересно для молодежи, которой надоедают цифровые технологии, где все можно посмотреть, стереть или исправить в фотошопе, где результат полностью предсказуем. Возврат к технологиям прошлого — это закономерная генетическая «тоска» по тому «таинству», которое присутствовало в аналоговой фотографии.

Важно сказать, что авторы не используют камеру обскуру, как некий трюк — для них это язык, изобразительное средство для создания художественных произведений.

Людмила Зинченко:

«Я снимаю на обскуру 5 лет, и тем не менее я остаюсь репортажным фотографом, просто свои репортажи я нередко снимаю с помощью пинхола.

Так же тяготеют к жанровой фотографии и наши участники Таня Сушенкова и Оля Матвеева (проекты «Синяя бухта» и «Антатленд»).

Где-то на границе жанров находятся работы Ирины Алаевой, снимавшей свой проект «Москва-Берлин» в 2 городах, где она нашла и запечатлела похожие архитектурные объекты. Кстати, каждая пара зданий снята на один лист широкоформатной пленки, который «переезжал» из города в город.

Работы литовских участников отличаются концептуальностью. Юргита Ремейкуте, преподаватель Вильнюсской Академии искусств, показывает свои проект «+/-?». Она использует изобразительные средства самой техники, самого пинхола — важен сам формат «дырочки» ее небольшой самодельной камеры, не менее важными оказываются и пятна, и отпечатки пальцев, и скотч, прикреплявший фотоплёнку и другие артефакты — все это создает ее фотографию.

Петрас Сауленс, выпускник Вильнюсской Академии искусств, верен себе — он снимает на несколько «дырочек» (прим. несколько раз) на одну форматную пленку. Так изображение вырастает в некий цельный образ снимаемой страны , составленный из нескольких картин на одном листе. Ранее такой проект он делал в Вильнюсе, теперь же снимает в других городах Европы.

Проект «Два круглых» Гинтаутаса Тримакаса состоит из съемки двух похожих объектов, будь то цветы, корабли или световые пятна. Автору совершенно все равно, что он снимает — все эти объекты он преобразует с помощью пинхола в некие совершенно иные художественные образы.

В выставке принимают участие студенты и преподаватели Московской Школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко и Вильнюсской Академии искусств:

Людмила Зинченко
Ира Алаева
Таня Сушенкова
Роман Каримов
Михаил Новицкий
Оля Матвеева
Вадотас Аукстаитис
Петрас Сауленс
Юргис Паскавичус
Гитис Скудзинскас
Юргита Ремейкуте
Арунас Куликаускас
Гинтас Тримакас

Более подробная информация о выставке и фотографии для прессы расположены на сайте Московской Школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко: www.mdfschool.ru