Встреча состоится 26 апреля 2009 года в 16.00, в Центральном доме работников искусств, Малый зал.
Вход свободный.
Телефон для справок и аккредитации: 8—903 268—5120.

Московская публика знает Михаила Дашевского по выставке и книге «Затонувшее время. Россия. 1962—1992». Эта публикация была итогом тридцати лет съемки, а сейчас фотограф готовит к выходу в свет новые книги и выставку, в которые пойдут материалы «советского периода», не вошедшие в первое издание, и многое из того, что было снято после 1992 и снимается автором сегодня.

Как водится в России, отечественные авторы видятся местной публике кем-то, кто заслуживает меньшего внимания и уважения, чем те, кто приезжает издалека. Студия Четырече решила нарушить эту печальную традицию и цикл встреч с современными авторами отечественной фотографии открывает Вечером Михаила Дашевского. Он всю свою жизнь снимает, при этом фотография никогда не была его профессией, лишь образом жизни. В его снимках СССР предстает не империей зла и не лаковой картинкой советского плаката, но пространством, где «люди живут». Сам фотограф считает себя автором «жанровой фотографии». Единственное его соприкосновение с публичной фотографической жизнью в 1970—1980-е было многолетнее (и до сих пор) членство в фотоклубе «Новатор», где, естественно, не только показывали фотографии и общались, но получали неофициальное и вполне серьезное фотографическое образование. Поэтому, причисляя себя к «жанристам», Дашевский понимает, что стоит за этим определением художественного и фотографического жанра.

Встреча в Центральном доме работников искусств (ЦДРИ) будет проходить в формате живого общения: монолог автора, представляющего свое творчество и свое видение фотографии, плавно перетечет в «вопросы и ответы». В зале будут показаны новые и старые работы фотографа в его только что завершенном мультимедийном проекте.

О Михаиле Дашевском:

Родился в 1935 в Москве, где живет и работает. Доктор технических наук. Автор книги и выставки «Затонувшее время. Россия. 1962—1992»; книга была названа «Лучшим изданием современного автора» на Международном конкурсе фотографических книг стран Центральной и Восточной Европы в Братиславе в 2004; а выставка была показана в Музее архитектуры им. Щусева в Москве, Музее нонконформизма в Петербурге, в Замке Познани в рамках Международного фестиваля фотографии в Познани, Польша, в рамках Международного фестиваля фотографии PhotoVisa в Краснодаре, в Галерее Эйко Хосое Технического университета Токио, Япония.

«Чем интересны фотографии Дашевского? Они — свидетельство непосредственного участника событий. Автор — ваш личный „сталкер“, ведущий репортаж из недалёкого прошлого. Всю жизнь Михаил Аронович кружит по району, ограниченному с юга Москвой — рекой, с севера — Маросейкой, с запада — границей Китай — города, с востока — Яузой. Это — „историческая родина“ нашего „сталкера“, прошу любить да жаловать… Эстетика работ Дашевского небогата, но изыскана… Этическое для Дашевского всегда важнее эстетического. Это, так сказать, позиция Салтыкова-Щедрина от фотографии. С симпатией изображает Дашевский, пожалуй, только своих друзей, пополняя цикл „Трущобы“, цикл не обширный, но интересный тем, что здесь Михаил Аронович позволял себе быть более живописным, чем обычно».
(Юрий Иорш)

«Дашевский, сам являясь участником жизни улиц Москвы, выросший в самом центре этого древнего города, снимал то, что было частью его привычной повседневности. Он был влюблен в повседневную жизнь города, наполненного беспрерывным движением, архитектурными ритмами и мелкими сценками — во всем этом фотограф прочитывал символы своего времени. Дашевского, чьи выставки в последние годы в России и за рубежом происходят все чаще, называют ловцом привычного, поэтом Москвы середины прошлого века. Будучи ученым, по делам он объездил в 1960—1970е годы весь Советский Союз, и в выставку включены снимки не только столицы, но далеких окраин. Сегодня они кажутся скрепленными, сближенными одним настроением эпохи».
(Ирина Чмырева)

«Мимолетность этих дней, обращенная фотографом в вечность, складывает метафоры в притчи, а притчи — в книгу. Книгу бытия. На этот раз прожитую и оставленную нам фотографом Дашевским».
(Евгений Березнер)

О жанровой фотографии (Михаил Дашевский):
«ЖАНР» КАК ФОТОГРАФИЯ ПСИХОЛОГИИ ЖИЗНИ

На мой взгляд, жанр в широком смысле слова — это всё, что связано с жизнью людей вне официальных обстоятельств, то — есть, в быту жизни. После такого выделения жанровой фотографии мне хочется уже из неё выделить тот тип снимков, который мне особенно близок в жанре. Для себя я определил этот тип как снимки не события, «экшн», а внутреннего состояния людей или окружающего их мира. На мой взгляд, событие не может долго оставаться со зрителем. Ну, посмотрел, ну, пережил и поволновался, но каждый день смотреть, как кто-то оглянулся, упал, прыгнул, поцеловался и т.п., и т. д. — неинтересно. А вот отражение ситуации, которая является эмоциональным ударом по сознанию автора или зрителя и заставляет их повесить фотокарточку на стену и жить с ней — вот фиксация этого состояния и есть предмет жанра. Короче, в снимке должна быть изобразительная оценка психологической реакции. Каков урок? Нужно носить в себе не тему, а настрой. Тогда «картинки» появятся сами, без всякого сценария и литературы. Эта литература должна быть не в тексте, а в сердце. И ещё: нужно не только читать хорошие книги, но и смотреть — по сторонам, на природу, на людей, которые попроще, без тусовки, смотреть картины на выставках, желательно не модернистских — там, где царствует «выпендрёж», ничего «таинственного» не увидать. И так пойдёт, само почти что собой, психологическая оценка окружающей жизни. Тогда фотографии можно будет повесить на стену и каждое утро заряжаться от этих картинок. Не больше. Но и не меньше.

Организаторы встречи: Центральный дом работников искусств, Студия экспериментальных проектов «Четырече».