Из цикла «Словацкая фотография XX-XXI веков»

Центрально-Европейский Дом фотографии вторую выставку из цикла «Словацкая фотография XX-XXI веков» собрал из произведений разных поколений фотографов-словаков, снимавших три периода нашей истории: известный кинооператор и фотограф, работавший в документалистике, Юрай Шаймович снимал в Москве до 68-го года, в пору фильмов «Я шагаю по Москве» и «Берегись автомобиля»; Карол Каллай, бывавший в СССР неоднократно, представлен репортажем «Bolshe Vita», сделанным по заказу журнала Stern в 1987, в разгар перестройки; и, наконец, активное поколение нынешних сорокалетних фотожурналистов Словакии — Алан Гижа, для которого экзистенциализм собственной жизни отражается в зеркале современной России.

Хотя Шаймович и Каллай по возрасту — люди одного поколения, у них разные взгляды, разное мироощущение: Шаймович, человек мира притчевого кино, — поэт, за радостным фасадом «очарования столицы» угадывающий ее лирическую, и потому грустную поэзию. Каллай — художник крупной формы, если он берется за тему, то пишет широкими мазками; для создания настроения в своих фоторепортажах он выбирает полюса эмоций, возрастов, социальных групп; в одной истории он сталкивает стариков и молодых маргиналов, художников и ветеранов войны, подростков из подъезда и бурную, безразличную к отдельным людям уличную жизнь. Гижа по духу близок Шаймовичу: будучи новым европейцем, фотографом, принадлежащим современному общеевропейскому сословию фотожурналистов, где смешались разные традиции, — неореализм и модернистский пуризм, гуманизм шестидесятников и поздняя эстетика отстранения разочаровавшихся концептуалистов, — Алан Гижа тоскует и находит сюжеты безвременья, которые сходны во все эпохи.

И, хотя сюжет у трех авторов один, Россия, каждый из фотографов интонирует ее очень лично, знаки времени в новой аранжировке сочетаются с настроением каждого из них. Фотографы тоже люди, как те, кого они снимают. Наверное, это и привлекает нас, зрителей, рассматривающих как «они» — чужие с камерами, предстают такими же живыми, переменчивыми, как мы — персонажи перед их объективом.

Об авторах выставки:

Юрай Шаймович (Juraj Sajmovic, род. 1932, Пиештяны). В 1951—1955 годах учился по специальности «фотограф» в Высшей школе художественных ремесел в Братиславе, в 1956—1962 годах — кинооператорскому мастерству в Пражской академии искусств FAMU. Снял десятки теле- и кинофильмов, получил ряд наград за операторское искусство.

В пятидесятые годы творчество Юрая Шаймовича и других молодых авторов выстроило новый вектор развития словацкой фотографии. Обратившись к поэтическому экзистенциализму города, они насытили свои работы новыми мотивами, сменившими схематическую пропагандистскую картинку на образы осенней меланхолии, заброшенных кладбищ, солнечных бликов старого города и хрупких влюбленных. Позднее в его творчестве проявилось стремление к символике, которая в своем крайнем проявлении приближалась к сюрреалистической традиции словацкой и чешской фотографии.

Карол Каллай (Karol Kallay, род.1926, Чадца). Каллай не получил академического образования в области фотографии, зато учился самостоятельно; в середине сороковых годов он многое воспринял от старшего коллеги Яна Лукаса, но позднее выбрал свой путь, который привел его к славе, теперь его называют самым известным словацким репортером ХХ века. Кредо Каллая — гуманизм в фотографии. Он ищет момент, который бы заключал в себе знание события и выражал восхищение человеком. За более чем пятидесятилетний путь в фотографии он выпустил десятки книг, среди самых известных — публикации о Нью-Йорке, Москве, Токио, Лос-Анджелесе, Мексике, Албании…

Алан Гижа (Alan Hyza, род.1964, Левоча). Гижа начал свой путь в фотографии, будучи студентом факультета естественных наук университета Коменского в Братиславе, потом работал фотографом в изданиях Vecernik, Praca, Sme, Pravda. Дольше всего — до 2005 года — сотрудничал с еженедельником Plus 7 dni, у которого самый большой тираж в Словакии. В настоящее время Гижа — независимый репортер.

Гижа принадлежит к группе молодых репортеров, которые сформировались в девяностые годы. После падения коммунизма в 1989 году, во времена свободы, эта фотографическая молодежь стремилась вернуть репортажной фотографии этический пафос. Новые авторы нарушили действовавшие до них запреты на обращение к темам церкви, бедности, этнических меньшинств, не боялись критически выражать свое отношение к различным национальным мифам. Для Гижи характерно пристальное внимание к трагическим темным проявлениям цивилизации.

Кураторы выставки: со словацкой стороны — Вацлав Мацек (Vaclav Macek), директор Центрально-Европейского Дома фотографии, с российской стороны — Евгений Березнер, Наталья Тарасова, Ирина Чмырева.

Директор Словацкого института в Москве — Петер Бирчак (Peter Bircak).

Выставку представляют:
Министерство культуры Словацкой Республики, Посольство Словацкой Республики в Российской Федерации, Словацкий институт в Москве, Центрально-Европейский Дом фотографии, Братислава, Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО, Министерства культуры Российской Федерации, Центр «Культура визуального»