Открытие - 17 марта в 18.00.

Первая персональная выставка члена Союза фотохудожников России Маргариты Фединой «Северный модерн. Коллекция диагоналей» представляет 45 фотографий из большого одноименного художественного проекта.

Проект исследует одно из направлений архитектурного стиля модерн рубежа XIX-XX столетий — северный модерн или, как его называют в северных странах Европы и в Прибалтике, национальный романтизм, строгий, лаконичный, близкий народному духу севера. Проект дает визуальный ряд архитектурных памятников, прослеживая движение и влияние этого зародившегося в Финляндии направления модерна на архитектуру Латвии и России, находит преемственность, общность и различия архитектуры этих трех стран, которые в рассматриваемый период входили в состав бывшей Российской империи.

В ходе работы над проектом собран большой материал — отснято более 1000 зданий в Москве, Санкт-Петербурге, Риге и Хельсинки. По каждому дому имеется следующая информация: название, год постройки, первые хозяева, архитектор, точный адрес.

Необычный формат фотографий (квадрат, развернутый на 45 градусов, то есть поставленный на угол) удачно сочетается с идеями «новой» архитектуры, идеями стиля модерн. Фасады зданий и их фрагменты, вписанные по диагонали в такую рамку, очень выразительны.

«Я всегда и везде снимаю архитектуру модерна. Это моя страсть, мой пунктик. Такой нестандартный формат архитектурной фотографии появился в моем арсенале благодаря отсутствию у меня «правильных» архитектурных объективов под камеры среднего формата. Со штатной линзой Хассельблада 80 мм дома «падают». Вот я и решила, что пусть они падают красиво, по диагонали, и развернула камеру на 45 градусов. Эксперимент, начатый в Риге, удался. После этого я уже специально снимала в течение двух лет в Москве, Санкт-Петербурге, Риге и Хельсинки именно в таком диагональном формате. Снимаю на слайд и на черно-белую пленку.

Одна из фотографий Питерской части коллекции получила специальный приз I Международного фотобиеннале «Ровно-2007» (Украина). Московская часть проекта с названием «Лебединая песня русского модерна: Москва доходная» получила приз компании Volkswagen в номинации «Архитектура» на последней «Серебряной камере — 2007» в Москве«.

Работа над проектом продолжается. Есть желание добавить в коллекцию архитектуру национального романтизма Эстонии, Швеции и Норвегии, охватить, помимо столиц, и другие города России, Латвии и Финляндии.

Работы для выставки отпечатаны на акварельной бумаге 50х50 см в компании «Фотопроект».

Маргарита Федина

Из рецензии на проект кандидата архитектуры, доцента Кафедры Истории архитектуры и градостроительства МАРХИ Сергея Клименко и кандидата архитектуры, старшего научного сотрудника НИИТАГ Юлии Клименко:

«Главное внимание фотографа сконцентрировано на самом ценном в архитектурном и художественном плане — фрагменте здания, деталях. Такой подход в полной мере соответствует методу работы архитекторов модерна, для которых в проектируемых ими постройках не было ничего второстепенного, здесь все — от плана здания до рисунка дверной ручки — являлось вещью авторской, нарисованной одной рукой. Выхваченные кадры представляют собственный взгляд, возможно в чем-то отличный от «профессионального», бывающего порой несколько сухим, даже слишком строгим. Представленные кадры передают нечто неуловимое, заставляющее по-новому взглянуть на эти исторические уникальные памятники даже специалистов. В этом отношении модерн является особенным стилем, дающим бесконечное количество точек восприятия одного и того же здания — от фасадов до интерьеров.

Данная подборка фотографий зданий северного модерна и памятников, созданных под влиянием этого направления, — своего рода мозаика или коллаж, наглядно показывающий разнообразие, неповторимость и высокую художественность этого явления в мировой архитектуре. Особую ценность имеет стремление автора представить широкую географию распространения северного модерна, при всей кажущейся его изолированности, в частности, интересна попытка рассмотреть его в московских постройках, далеких от северных регионов, где это мощное и очень целостное явление за далекими пределами своеобразно преломляется под влиянием местной традиции«.

Из рецензии на проект кандидата искусствоведения, куратора фотографических выставок, автора текстов о фотографии, доцента Московского государственного университета печати, сотрудника НИИ РАХ Ирины Чмыревой:

«Маргарита Федина соединяет в своей фотографии любовь и знание архитектуры, внимание к ее большой форме и к выражающим стиль деталям с любовью к фотографии, поиском внутри нее пластики, которая дает зрителю новое впечатление, как бы сдирает сетку привычного с фасадов знаменитых и, наоборот, пропущенных историками, но не менее интересных памятников русского модерна.

Выбранная Маргаритой Фединой форма квадрата, ставшего ромбом, заставляет вглядываться в архитектуру, как через бойницу авторского взгляда. С одной стороны, это напоминает игры интеллектуалов, особенно художников и киношников, когда по фрагменту надо угадать целое, и такое смещение — через углы и ромбы, более непривычное человеческому взгляду и памяти, — еще больше усложняет задачу найти среди воспоминаний правильное решение. С другой стороны, природа человеческого восприятия основана на преодолении, т.н. «эффекте Зейгарник» (мы запоминаем лучше то, что связано с большим физическим усилием в момент запоминания): глазу зрителя приходится преодолевать форму ромба, мозгу — достраивать композицию фасадов за пределами симметрической, но необычной компоновки автора, и, в результате, матюшинские майолики, сатиры неизвестных скульпторов из Риги, петербургские подсолнухи и пролетарии, наряженные античными атлетами, остаются в памяти навсегда.

Но значение фотографии Фединой не только в этом экспериментально найденном обучающем эффекте. Художник нашла внутри новых границ композиции, выстроенных ею тоже как преодоление — технических проблем съемки — решения для запечатления как пространства, так и фрагмента, плоскости. При кажущейся орнаментальности, «пряничности», сходстве с изразцами, в фотографиях Фединой есть не только «кунштюк», внешняя эффектность, утомляющая на десятой необычной, но одинаковой внутри экстравагантного ряда фотографии. В ее снимках есть световоздушная среда, есть рельефность детали и глубокая перспектива, иногда поразительная, как старое зеркало, в котором свой мир. Вглядываясь в ее съемки фасадов, особенно петербуржских, испытываешь головокружение, как будто запрокидывая взгляд в высоту-глубину монументальных рустованных стен с десятками окон. Маргарите удалось найти тонкий баланс между внешней эффектностью и протяженностью мира, который открывается сквозь ее снимки«.

Маргарита Федина

Родилась в 1965 году в городе Фрунзе. Закончила физико-математическую школу, а затем и Московский экономико-статистический институт. Росла в окружении творческих людей, поэтому мне понятна любовь «физиков к лирике».

Очень много рисовала. Фотоаппарат попал мне в руки в старших классах школы, после чего лет 10 не вылезала из темной комнаты, печатала ночами портреты друзей и подруг. Пока не пришла эра пленочных мыльниц с автофокусом и минилабов. Мне с моим плохим зрением это показалось счастьем.

Потом появились цифровые камеры. Профессия программиста позволила быстро освоить новые технологии. Но так же быстро пришло понимание проблем и недостатков цифровой фотографии. В итоге вернулась на пленку. Но уже на средний формат, «чтобы проще было на резкость наводить».

Любимые темы: Город, Архитектура стиля модерн, черно-белый Портрет.

Училась у Павла Киселева и Ираклия Шанидзе (на протяжении 2004 года); после их творческих семинаров опять стала снимать людей. Понимание того, что я снимаю, как и зачем, а также и уверенность в своих силах, пришли после окончания 2-ой ступени «От азов к мастерству» в Московской академии фотографии (преподаватель Дмитрий Ершов, декабрь 2005 года). В 2006 году прошла курс ручной черно-белой печати у Валерия Самарина.

С сентября 2008 года — член Союза фотохудожников России.
Продолжаю работать программистом. Живу в Москве.

Выставки, конкурсы, публикации

2006 год

  • 1 место в категории «Город» на фотоконкурсе Epson «Моя любимая фотография», Москва. Там же специальный приз в категории «Гламур».
  • 3 место на конкурсе Международного фотофестиваля «Кленовое Биеннале 2006», Латвия.

2007 год

  • Участие в Международной выставке «Фотошторм 101», Латвия, Литва, Эстония
  • Специальный приз 1-го Международного Фотобиеннале «РИВНЭ-2007», Украина
  • Призер III отборочного тура конкурса «Мой город. Взгляд сквозь объектив», Россия
  • Участие в Международной фотовыставке «Православие в Интернете» (3 место), Сербия
  • Участие в Международных выставках и конкурсах FIAP в Италии, Франции, Болгарии, Австрии, Турции, Украине. Работы включены в каталоги выставок.
  • Публикация работ в журнале Life Guide (Латвия), рубрика Photo-Room.

2008 год

  • Публикации фотографий в журнале «Неглинная PLAZA» (февраль-март 2008) — иллюстрации к статье «Федор Шехтель. Блеск и нищета архитектора»
  • Публикации фотографий в журнале «Неглинная PLAZA» (апрель-май 2008) — иллюстрации к статье «Неглинка».
  • 3 место на конкурсе Международного фотофестиваля «Янтарный бриз 2008», Латвия.
  • Участие в Международных выставках и конкурсах в Австрии. Работы включены в каталоги выставок.
  • 1 место на конкурсе архитектурной фотографии «Палладио-500», Москва, Россия.
  • Лауреат конкурса «Серебряная камера 2007» в номинации «Архитектура». Участие в выставке. Москва, Манеж.

Автор приглашает всех желающих пообщаться на темы Архитектуры и Фотографии, да и просто поговорить о том, о сем, в галерее «ФотоСоюз»:

  • в пятницу, 20 марта, с 17:00 до 20:00;
  • в субботу, 28 марта, с 13:00 до 16:00.