20 марта 2009 года в Государственном Эрмитаже в залах Главного Штаба в рамках проекта «Эрмитаж 20/21» открывается выставка «Борис Смелов. Ретроспектива», организованная Государственным Эрмитажем и галереей pARTnerproject, Москва, при участии Фонда Бориса Смелова. На экспозиции представлено более 90 произведений (натюрморты, портреты, городские пейзажи) из коллекции галереи pARTnerproject, Москва, (www.partnergallery.ru) и частных собраний.

Фотограф Борис Смелов (1951—1998) еще при жизни стал легендой петербургской фотографии, живым классиком, вызывавшим самое настоящее поклонение у всех, кто хоть как-то был связан с искусством «светописи». Критики и профессиональные фотографы единогласно признают Бориса Смелова одним из лучших европейских мастеров фотографии. Созданный им образ Петербурга — это не просто качественные снимки, но, безусловно, самое выразительное высказывание, которое было сделано об этом городе в конце прошлого века, высказывание, по своему значению равное поэзии Бродского. Его «Аполлон» из серии фотографий скульптур Летнего сада, гордый мраморный профиль античного бога, со стекающими по нему каплями дождя и ползущим пауком, часто воспроизводившийся, стал символом петербургской культуры конца двадцатого века, ёмким и многозначным, говорящим о Петербурге-Петрограде-Ленинграде-Петербурге больше, чем самые объемные сборники научных конференций.

Творчество Бориса Смелова — ценное и яркое явление петербургской культуры 1970—1990-х годов, с Петербургом связанное, Петербургу посвященное и Петербургом определенное, но при этом лишенное краеведческой ограниченности. Его произведения сопоставимы с самыми высокими образцами мировой фотографии — с произведениями Картье-Брессона, Дуайена и Кертиса.

Смелов — художник, стоящий на грани столетий, художник отечественный, но находящийся на уровне лучших достижений интернациональной фотографии, демонстрирующий связь относительно нового искусства, искусства фотографии с культурной традицией, в первую очередь — с культурной традицией Петербурга, города интернационального по своей сути. Фотография — это открытие позапрошлого века — изменила и определила мировосприятие современного человека чуть не в большей степени, чем любое другое открытие. Фотография способна выстроить последовательную цепь мгновений, определяющих нервную пульсацию жизни города.

Каждая фоторабота — это не простой документ, а воплощение того, что лежит на дне нашего сознания, и что является только во снах и фантазиях, ибо воспоминание — одна из форм фантазии. Случайные мгновения сплетаются в важное послание, в цельный текст о городе, о его неповторимой выразительности, быть может, более цельной и значимой, чем его неизменные недвижные монументы. В остроте переживаний подобных моментов, чудом вырванных из потока времени, заключается неповторимый аромат искусства Бориса Смелова — то, что он сам называл «интуитивной фотографией». Интуиция, однако, всегда сопровождается у него безошибочным и точным расчетом интеллекта.

Борис Смелов не фотографировал конкретику реального Ленинграда, и даже было бы несколько поверхностно говорить, что в своих фотографиях он пытался поймать призрак Петербурга. Его Петербург — не просто город, но Город с большой буквы. В нем есть что-то роднящее с образом Города другого великого фотографа — парижанина начала XX века Эжена Атже, к которому Смелов оказался очень близок. В фотографиях Бориса Смелова неожиданный ракурс вдруг придает знакомому и банальному новый смысл — город перестает быть застывшим текстом. Он вступает с диалогом со зрителем, сообщает нечто новое, неожиданное, будь то магический свет, исходящий изнутри Исаакиевского собора, срифмованный со светящимся одиноким окном в стене, темным пятном возвышающейся над заснеженными крышами, или усталые силуэты случайных пассажиров на фоне невской панорамы, видной сквозь окно вечернего трамвая.

Имя Смелова прекрасно известно фотографам, коллекционерам, критикам и историкам фотографии. Любой более или менее заметный петербургский фотограф сегодня не избежал его влияния. Это общепризнанный факт. Его много показывали на различных выставках как при жизни, так и после смерти, о нем невозможно не упомянуть, говоря о петербургской фотографии, но до сих пор не состоялось ни одной его крупной музейной выставки, не было опубликовано отдельного, посвященного только ему альбома. Выставка, представленная в Эрмитаже, свидетельствует о признании этого выдающегося мастера, талант которого оценен по достоинству.

Куратор выставки «Борис Смелов. Ретроспектива» — Аркадий Ипполитов, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа. К выставке подготовлен научный, иллюстрированный каталог на русском и английском языках (Издательство KERBER, Германия, 448 страниц, 332 иллюстрации). Каталог предваряет вступительное слово В. И. Матвиенко, губернатора Санкт-Петербурга, М. Б. Пиотровского, директора Государственного Эрмитажа, В. Ю. Фролова, президента Фонда Бориса Смелова, и включает статьи Аркадия Ипполитова, Дэвида Гэллоуэя (художественного критика, редактора журнала Art in America) и Александра Китаева (фотографа).

Выставка проходит под патронатом В. И. Матвиенко, губернатора Санкт-Петербурга.

В рамках образовательной программы к выставке проводятся круглые столы с устроителями экспозиции, художественными критиками, а также мастер-классы с фотографами.

В Государственном Эрмитаже в рамках проекта «Эрмитаж 20/21» были представлены три выставки: «Америка сегодня. Выбор Чарлза Саачи», «Чак Клоуз. Семь портретов» и «Пространство Тимура: Петербург-Нью-Йорк. К 50-летию Тимура Новикова». Каждый выставочный проект современного искусства становится одним из ярких событий культурной жизни Санкт-Петербурга. ___________________________________________________

За дальнейшей информацией и слайдами обращаться: Елена Гетманская
Пресс-служба Государственного Эрмитажа
Тел. (812) 710—9502; факс: (812) 312 1567
e-mail: getmansk@hermitage.ru
www.hermitagemuseum.org