14 января в 17.00 — открытие выставки.

Работы литовских фотографов 60-х годов прошлого столетия, едва став известными, были высоко оценены профессионалами в стране и за ее пределами. Литовские мастера заявили о себе не социальным протестом, отрицанием коммунистической идеологии или авангардистским художественным языком. В повседневности пространств и предметов новому поколению литовских фотографов удавалось проявить всегда ускользающие черты жизни, доступные лишь проницательному и подлинно индивидуальному взгляду.

Если и есть секреты у Антанаса Суткуса, Александраса Мацияускаса, Ромуалдаса Ракаускаса, Витаса Луцкуса, Вацловаса Страукаса — то они в равной степени бесхитростны и недоступны для заимствования. Известно, что подлинно живая национальная культура утверждает себя не в изоляции от мира, но во взаимопроникновении и диалоге с другими культурами. А своеобразие внутреннего мира автора — непременное условие того, чтобы приверженность гуманистическим ценностям не ограничивалась декларацией.

Мэтр литовской фотографии Антанас Суткус в серии работ «Люди Литвы», над которой он трудится всю жизнь, превращает своих героев — случайно встреченных на улицах Вильнюса незнакомцев — в доверительных собеседников зрителя.

Повествования Витаса Луцкуса о Грузии, Азербайджане, Сибири не менее эмоциональны, непредсказуемы и ироничны, чем истории о жизни земляков фотографа.

Ромуалдас Ракаускас, фотограф близкий традициям и метафорическому языку литовской поэзии и театра, философичен и неспешен, как и подобает художнику, исследующему вечные противоречия бытия.

Вацловас Страукас в безыскусных сюжетах о школьниках семидесятых годов обнаруживает энергетику и объем, совершенно неожиданные и свободные от фальшивой сентиментальности.

«Литовские базары» — серия, созданная Александрасом Мацияускасом, доказывает условность противопоставления фотографии «актуальной» и «старомодной». Если в данном случае и можно говорить об этнографическом содержании работ, то исключительно в контексте понимания этноса, как живого и динамичного организма.

Текст подготовлен по материалам статьи Маргариты Матулите.