Вернисаж 9 января в 18.00.

Из интервью с Александрой Деменковой:

Дмитрий Шнеерсон: Жанр, в котором ты, Саша, с моей точки зрения, изрядно преуспела, обычно называют «лирической журналистикой». Не тяготит ли тебя такая пристегнутость к «рабочей» профессии?

Александра Деменкова: Нет, вовсе нет. Мне иногда говорят, что я снимаю в традициях гуманистической фотографии, (photographie humaniste, т.е. французская школа), я не против, хотя зачастую это означает и упрек в старомодности. Меня больше смущает, когда люди остаются полностью равнодушными к тому, что ты делаешь. А так — называйте это хоть журналистикой, хоть искусством, какая разница. Я всегда называю себя фотографом и все. Иногда добавляю — документальный (documentary).

ДШ: Вопрос, который я тебе задал, это провокация. Я то как раз не считаю твои работы журналистскими. То, что ты делаешь с фотографией, это визуальная поэзия, нечто, существующее только благодаря твоему художественному жесту, мгновенно исчезающее при попытке описания и совершенно недоступное для эпигонов. Ты согласна? Или я завышаю?

АД: Это, конечно, звучит лестно, хоть и слегка пафосно, так что хочется согласиться. Насчет эпигонства — тут, наверное, дело в том, что все строится на ощущении, а не на каком-то приеме и пр. Я не могу точно сказать, как это получается. Это не какой-то технический навык, а что-то совсем другое. Но примерно так же многие снимают...

ДШ: Как ты находишь или выбираешь эти забытые Богом и людьми уголки неблагополучия? Ведь, насколько я понимаю, благополучных людей ты не снимаешь?

АД: По части благополучия и неблагополучия — это все относительно. И, уж если на то пошло, то мне сразу вспоминается палата № 6, это банальность, конечно, но она уместна, мне кажется... Таких мест тысячи, повсюду, просто они для нас не существуют. И вдруг какое-нибудь из них возникает из небытия благодаря тому, что ты случайно услышал его название... Обычно я еду туда, где у меня есть какие-то контакты, зацепки. А так — ехать можно куда угодно, и везде живут люди. Только города меня не очень привлекают для съемки. Они для меня более непроницаемы, что ли. В городе мне намного труднее встретиться с человеком...

ДШ: А как ты ведешь себя перед и во время съемки? Ты стараешься стать своей? Заигрываешь с детьми? Гладишь кошек? Выпиваешь, наконец, со всеми этими маргиналами, или, в точности по Маяковскому, — по родной стране проходишь стороной, как проходит косой дождь?

АД: Делать что-либо специально и нарочно мне не нравится, да и не получается, наверное. Как это ни смешно звучит, я стараюсь вести себя естественно, даже если это и не совсем естественная для меня и легкая ситуация. Я больше люблю собак, чем кошек. С детьми не заигрываю. Выпивать — не выпиваю. Потому что не умею и не люблю. Иногда я чувствую себя очень легко, люди, которых я едва знаю, внезапно становятся мне очень близкими. И это делает меня очень счастливой.

ДШ: А как ты относишься к опасности на съемке? Стараешься избежать ее или уговариваешь себя, что все будет хорошо, и идешь на сближение? И что делаешь в случае агрессии?

АД: Конечно, я надеюсь, что все будет хорошо. Это то же самое, что ездить автостопом — либо ты решаешься на это, либо нет. И в процессе ты уже не думаешь ни о чем плохом... Иногда делаю кому-нибудь из друзей контрольный звонок перед съемкой — говорю, куда иду и что перезвоню через пару часов. Один раз убегала... На самом деле, опасности и проявления агрессии — они встречаются в самых обычных местах, а когда ты идешь на свалку, например, и переживаешь, то ничего не случается. Но снимать в экстремальных ситуациях я бы не смогла, я трус, поняла это во время одной демонстрации. Единственная мысль была, как бы не затоптали...

ДШ: Ну и, наконец, обязательные вопросы — чем ты снимаешь и кто твои учителя?

АД: До недавнего времени я снимала Contax G2, с объективами f28 и f35мм, а сейчаc пытаюсь снимать Leica M7 c объективом f35мм. Фотографии на выставке сняты Pentax mz-5n и Contax G2. Своим учителем считаю Сергея Максимишина. Очень важными для меня были встречи с фотографами Thomas Hoepker, Stanley Greene, Jan Grarup и др. Любимые фотографы — в данный момент — Brassai («Secret Paris»), Wiggie («Naked City»), как видишь, мне нравятся фотографические книги c авторским повествованием, Giacomelli, Daido Moriyama...Это из классиков, а из более современных и вовсе не перечислишь. Anders Petersen первым на ум пришел.

Александра Деменкова (Кингисепп, 1980)

Образование
1998 — 2003 Российский Государственный Университет им. А.И.Герцена, Факультет Иностранных Языков, Санкт-Петербург
2000 — 2002 Фотофакультет при Союзе Журналистов, Санкт-Петербург

Прочее
2008 — 2009 Rijksakademie van beeldende kunsten/Министерство Образования, Культуры и Науки, Нидерланды, Амстердам
2008 Eddie Adams Workshop, Barnstorm XXI, Jeffefsonville, NY
2007 World Press Photo Joop Swart Masterclass, Амстердам
2007+ агенство «Photographer.ru», Москва
2005 Мастеркласс фонда «Объективная Реальность», Санкт-Петербург

Гранты/Стипендии
2008 Prins Bernhard Cultuurfonds, Амстердам
2006 Президентская cтипендия для молодых авторов

Фестивали и Конкурсы (выборочно)
2008 «ФотоВиза», 2-е место, номинация «Документальная Фотография», Краснодар
2008 «Lumix», Фестиваль Молодой Фотожурналистики, Ганновер
2007 PhotoEspana07, Финалист «Descubrimientos», Мадрид
2007 «Bliz-R», Cоюз Художников, Санкт-Петербург
2007 «Ufat», Бурса, Турция
2006 «Золотой Объектив», 2-е место, номинация «Среда Обитания», Великий Новгород
2006 Гран При «Лучший Фотокорреспондент Года 2006», Санкт-Петербург
2006 «Молодые Фотографы России», 2-е место, номинация «Документальная Фотография», Волжское Биеннале, Нижний Новгород
2006 «Без Границ», 3-е место в номинации «Люди», Польша
2005 «Золотой Объектив», 1-е место, номинация «Среда Обитания», Великий Новгород
2005 «The Ian Parry Scholarship», 3-е место, Лондон
2004 Гран При «Cеверная Пальмира», Санкт-Петербург

Персональные Выставки
2006 Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, «Бездомные», Cанкт-Петербург
2006 Галерея «Одна», «Ночной Автобус», Санкт-Петербург
2005 «Канатоходцы», в рамках проекта «Новейшие Истории», Библиотека им. Маяковского, Санкт-Петербург

Групповые Выставки (выборочно)
2006 «Решающее мгновение», ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург; Центральный Дом Архитекторов, Москва
2005 Кафе «Blow-up», Санкт-Петербург
2005 «Новейшие Истории», ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург; Петрозаводск; Алматы