«Фото — это буквально эманация фотографируемого. От реального тела, которое было там, отделились излучения, которые достигли меня, меня, который находится здесь; неважно, как долго длилась эта передача; фото исчезнувшего существа прикасается ко мне, как запоздалые лучи погасшей звезды…» Р. Барт «Светлая камера».

Фотопроект «Сто дней утопии» был задуман автором 4 года назад, когда была создана первая фотография серии. Тема архитектуры — одна из главных в творчестве фотографа, Интерес к этой теме возник у автора со знакомства с умирающей, разрушающейся архитектурой, навеянной увиденными ранее офортами венецианского архитектора и художника-романтика Дж. Батт. Пиранезе, тема руин в творчестве которого достигла вершины совершенства.

Тема руин возникала у фотографа каждый раз во время созерцания павильонов-дворцов «архитектурного ансамбля» ВДНХ, удивительного и по содержанию и по форме. Задуманный во времена «коллективных жертвоприношений» (1935 г.), как временные павильоны сроком всего на 100 дней, он претерпел неоднократные переделки и потери в последующие годы и дошел до наших дней, увы, в плачевном состоянии.

С большой натяжкой можно говорить об этом явлении (ВДНХ) как о большой и серьезной профессиональной архитектуре. Спорные по своему качеству и исполнению скульптуры рабочих и крестьянок, отлитые в бетоне и гипсовые излишества в декоре павильонов отсылают нас к искусству Древнего Рима. Попытка переплавить старые формы, вложить в них новое идейное содержание («Москва — Третий Рим — четвертому не бывать») доведены до полного абсурда в символике и геральдике власти. Обреченная на гибель без надлежащего содержания, ныне находящаяся в руинистическом состоянии «скульптура», несущая исключительно идеологическую, пропагандистскую нагрузку, была изначально лишена красоты художественной формы. Что может быть драматичней парящих над городом скульптур спортсменов, доярок, героев ушедшей эпохи с торчащими кусками арматур. Подобно химерам Собора Парижской богоматери исполненного средневекового мистицизма, наши герои-стражи завораживают своей «потрясающей интенсивностью молчания».

Драматургия этого архитектурного ансамбля, порожденная противоречивым временем 30-х годов прошлого столетия, как нельзя лучше передается искусством фотографии. С одной стороны достоверность и подлинность реального факта, с которым мы отождествляем фотографию, как явление, с другой стороны драматургия «времени» фотографии превращает факт бытия в «эманацию прошедшей реальности».

Таким образом, образуются пары с тождественно наполненном драмой содержанием: пафос сталинской архитектуры оборачивается голой идеологией, лишенной всяческих намеков на искусство, обрекает ее забвению и фотография, которая утверждает момент жизни и является фактом скорее прошлого, чем настоящего.

Кураторы Фотогалереи совместно с автором проекта отобрали и представляют 14 фотографий из большого проекта, работа над которым продолжается.

Сергей Конюхов родился в 1966г. в городе Ульяновске. В 1983 году поступил в Московское Художественное Училище памяти 1905 года. В 1989 г. окончил Московское Художественное Училище памяти 1905 года. Еще будучи студентом, он начал участвовать в выставках как график, по окончании училища вступил в молодежную секцию Союза Художников СССР. В 1997 году в Германии Конюхов начинает работу над циклом Метаморфозы — фотография становится для мастера самодостаточной частью его творчества и воспринимается им как единственно возможное художественное средство для реализации замысла. С 2004 года Фотогалерея имени братьев Люмьер эксклюзивно представляет Сергея Конюхова на российском рынке фотографии.