Союз фотохудожников России и агентство «ФотоСоюз» представляют выставку Нины Свиридовой (1933—2008) и Дмитрия Воздвиженского (1942—2005) «Время иллюзий» в галерее «ФотоСоюз».

Открытие — 28 октября в 18.00.
Выставка работает с 29 октября до 12 ноября 2008 г.

«Чем старше я становился, тем отчетливее понимал, что окружающий мир совсем не похож на тот, который я с детства видел на фотографиях моих родителей. На картинках все было гораздо проще, лучше и чище: безоговорочно счастливые женщины и мужчины, дети, радостные рабочие, увлеченные ученые, талантливые артисты и художники, просто обаятельные люди. Даже торжество социализма на их фотографиях было таким прекрасным, что в него хотелось поверить раз и навсегда. Но самым удивительным было то, что для них этот мир таким и был на самом деле. Они не замечали ничего другого и видели только то, что отвечало их внутреннему восторженному состоянию души. Художники вообще очень часто не замечают то, что не хотят видеть. Они жили в своем параллельном мире, который создавали независимо от реальности своими руками, мире столь же иллюзорном, сколь и прекрасном. Сейчас, глядя на эти фотографии, я с уверенностью могу сказать, что судить о тех временах надо не только с исторической точки зрения, а и с точки зрения людей видевших все собственными глазами. Взглядов таких может быть очень много, и этот — только один из них. Судя по всему, для них — это было время счастья, время надежд и время великих иллюзий».

Дмитрий Воздвиженский младший

«В 1961 году 12 апреля в Советском Союзе произошло два события. Юрий Гагарин полетел в космос, а «Учительская газета» опубликовала первые профессионально выполненные работы Нины Свиридовой. Превращение любителя в профессионала, учительницы русского языка в профессора фотографии, как напишут о ней позже в журнале «Спутник», произошло очень быстро. В сентябрьском номере того же памятного 1961 года в журнале «Советское фото» появляется ее фотография «У кремлевской стены», а в декабрьском большая статья Семена Фридлянда «Призвание». В ней он пишет, почему судьба молодой женщины, встреченной им однажды в редакции на обычном еженедельном сборе молодежной фотосекции, обязательно будет связана с фотографией. «Всего два с лишним года увлекается Нина Свиридова фотографией. Но и за этот небольшой срок, как видим, достигнуто немало. И главное — перейден тот неодолимый для ряда любителей рубеж, за которым уже прекращается „щелканье“, и начинается фотографирование, проникнутое творческой мыслью. Впереди — путь к мастерству, а вместе с тем, возможно, и к профессиональному занятию фотографией. Ведь именно так начинали свою творческую биографию большинство фотокорреспондентов газет и журналов». Так по замыслу автора должна была заканчиваться статья. Однако в последний момент появился постскриптум, в котором говорилось, что чутье не обмануло известного специалиста фотографии. Он с радостью сообщал, что Нина навсегда решила связать свою жизнь с фотожурналистикой и стала фотокорреспондентом своей родной «Учительской газеты».

Знаменитая «оттепель» получила свое греющее сердце название в 50-е годы прошлого века. Это социальное явление породило в области культуры и искусства термин, волнующий нас до сих пор: «шестидесятники». Достаточно напомнить о спектаклях в театрах на Таганке и в «Современнике», о поэтических новациях Евтушенко, Вознесенского, Окуджавы. Необходимо назвать и тех, кто свершил «революцию» в отечественной фотографии. В то время успешно работали мастера, прошедшие Великую Отечественную войну с фотокамерой в руках: Альперт, Бальтерманц, Тарасевич, Гаранин. Но рядом с ними, удивляя своим талантом, работали их молодые соратники. В их числе — Нина Свиридова и Дмитрий Воздвиженский. Они по праву вошли в почетный список той эпохи наряду с В. Генде-Роте, Н. Рахмановым, В. Ахломовым, Г. Колосовым, Л. Шерстенниковым, Е. Кассиным, В Резниковым и многими другими мастерами, чьи работы украшали газетные и журнальные полосы и выставочные залы отечественных и зарубежных фотоэкспозиций.

Нина Свиридова в те далекие шестидесятые уже была окружена вниманием своих коллег как очаровательная женщина, мастерски владеющая фотокамерой. За ее плечами были командировки во многие уголки Советского Союза: в Закарпатье, на Урал, в Белоруссию, Прибалтику… А потом была удивительная встреча, определившая всю ее дальнейшую жизнь, и оставшаяся в памяти навсегда. На Николиной горе она встретила Диму Воздвиженского. Оба были красивы и молоды. Любовь, что называется, с первого взгляда, но, как будто они ждали ее все предыдущие годы. Как и многие их коллеги, Свиридова и Воздвиженский пришли в профессиональную фотографию «вооруженными интеллектом», рожденным в студенческих аудиториях. Она — выпускница филологического факультета МГУ, он — из аспирантуры Нефтехимического института им. Губкина. Оба, каждый по-своему, были влюблены в фотоискусство, и оба, накопив опыт, стали профессионалами высшей пробы.

Что было далее? Совместная работа, продолжавшаяся около 40 лет. Они плодотворно трудились все эти годы, создав уникальный семейный и профессиональный союз. В мартовском номере журнала «Советское фото» за 1974 год вышла большая статья: «За круглым столом — женщины репортеры», в которой Нина очень точно определила свое отношение к фотографии: «Мне кажется, что каждый фотожурналист, помимо работы над редакционным заданием, должен обязательно работать над собственной, особенно близкой ему, темой. Для меня такой темой стало человеческое счастье. Я люблю в людях проявления оптимизма, радостное, светлое восприятие окружающего мира».

Этому постулату Нина и Дима не изменяли всю свою жизнь.

В 1960 -1970 годы их фотографии постоянно печатаются на обложках журналов «Советское фото». Появляются обложки и статьи о мастерах и за границей. Фотография «Здравствуй любовь» получила в 1971 году золотую медаль в Берлине на выставке «Любовь, Дружба, Солидарность». А количество наград, полученных фотографией «Двое на острове» просто трудно подсчитать. Это и диплом второй степени журнала «Советское фото» на 4 всесоюзной художественной фотовыставке в 1966 году, и серебряная медаль на 5 Бифота в Берлине в 1970 году, и диплом на 6 интернациональном биеннале «Артфото» в Португалии 1971 года, и бронзовая медаль в салоне «35 ММ» в 1972 году в Гонконге, и медаль министра иностранных дел Франции на «Фотоуниверс» 1976 года. Ее напечатал даже еженедельник «STERN», иллюстрируя статью о взаимоотношениях полов в стране победившего социализма, то есть о сексе в СССР.

Порой с мастерами происходили весьма забавные ситуации. Гонорар за публикацию в Англии в 1962 году («Конвейера») так и остался неполученным. Чек на солидную, по тем временам, сумму — 3 с небольшим фунта, до сих пор лежит дома — «на память», а наградой за публикацию в Швейцарском журнале «Camera» фотографии «Болельщики» стала трехлетняя подписка на сам журнал.

Представления Нины Свиридовой и Дмитрия Воздвиженского о необходимости изображения счастья в фотографии сделали их работы желанными во многих изданиях, которые Советский Союз печатал для пропаганды советского образа жизни за границей. Их фотоочерки охотно печатали и «Soviet Life», и «Soviet Union». Но самое удивительное, что они продолжали находить радость бытия даже тогда, когда и от радости, и от самого светлого бытия в бывшей Стране Советов не осталось и следа.

Стоит ли удивляться тому, что работы талантливых мастеров были удостоены высоких наград на самых престижных экспозициях тех лет. Достаточно назвать выставки «За социалистическое фотоискусство» (Первая премия в 1977 году «Перед грозой» на фотоконкурсе «Пентакон Орво») или «Интерпрессфото». Можно вспомнить золотые, серебряные и бронзовые медали, полученные во Франции, Германии, Гонконге. Наградой за первую премию 1967 года на конкурсе «Наша Родина» за фотографию «Молодость» стала поездка в Чехословакию. Всего, по подсчетам Нины и Дмитрия, они участвовали в более чем 50 международных экспозициях и еще стольких же советских. Их работы входили в знаменитую экспозицию «Дети этого мира», которую организовывал в Гамбурге Карл Павек в конце семидесятых годов. На их счету более тридцати персональных выставок — число, которому могут позавидовать многие коллеги. Их фотографии запоминаются, потому что в них есть то, что еще в 1961 году заметил в работах молодой женщины Семен Фридлянд: «В них неизменно присутствует движение человеческого чувства, настроение»…

Григорий Чудаков, Дмитрий Воздвиженский младший

Из фотоальбома Нины Свиридовой и Дмитрия Воздвиженского «Время иллюзий.
Фотографии 1960—1970 г», Москва, 2006 г