Данная серия фотографий — это скромная попытка вникнуть в работу одного из самых великих хореографов нашего времени, Мёрса Каннингема, и осмыслить мое видение его работ. В течение тридцати лет, я постигал мир Мёрса и влюблялся в него, но только недавно решил исследовать его работу через искусство фотографии.
На протяжение двух десятилетий я пользовался обычным
Мне никогда не приходило в голову снимать танец, и когда возникала такая возможность, я намеренно отвергал ее, полагая что результаты будут скучными и необязательными. Я думал, что фотографирование танца — мертвое искусство, так как не может передать магию движения.
Затем, просматривая старые книги фотографий, особенно «Балет» Алексея Бродовича
«…Размытый контур танцора, сведенный до некого затуманенного изображения, ассоциируется с метафорой движения. Порой, этот затуманенный образ, по которому можно проследить, точку за точкой, траекторию движения танцора, поражает точностью графического изображения и является иллюстрацией танцевальной пластики в ее непрерывности. Тут и там, контраст между четкими и размытыми очертаниями приковывает внимание к тому или иному положению застывшей фигуры, которые на сцене промелькнули бы незамеченными в общем потоке движения, но которые на фотографии открывают вашему взору свою сиюминутную значимость».
Еще одно подтверждение возможности «остановить мгновение».
Я начал экспериментировать с цифровыми фотоаппаратами, получая удовольствие от сиюминутной возможности видеть запечетленные кадры и от простоты в обращении, когда снимал доминиканцев, танцующих в небольших местных клубах, танцевальных залах, ресторанах. В результате возникла фотовыставка «Доминиканцы танцуют». Одновременно, я начал фотографировать работу Каннингема, для того чтобы выразить мое почтение к нему.
Я фотографировал генеральные репетиции, бегая как оглашенный по просцениуму и щелкая кадр за кадром в надежде разгадать хореографические приемы Мёрса. Мне всегда хотелось выразить эффект движения через размытое изображение. Для того чтобы ухватить рождение движения, я снимал серии панорамных кадров танцоров, а когда я видел композицию, которая мне нравилась, пытался предугадать движения танцоров, одновременно совершая «танец» с фотоаппаратом.
Работа Мёрса прекрасно ложится на фотоизображение. Он использует пространство, его объем, лучше чем
Было предельно интересно наблюдать как он еще раз проживает процесс творчества, рассматривая застывшие в кадрах движения. Указывая на запечетленного в мимолетном движении очень молодого танцора, он восклицает: «Именно этого я и добивался… И вот оно!» Он видит четкую структуру своей хореографии, помещенную в поток порывистых движений, размытых абстракций, лиц, мелькающих как романтические видения.
Порой работы Мёрса считают холодными и отстраненными, но я категорически с этим не согласен. Мне всегда казалось, что лучшие из них необычайно эмоциональны, и я пытался уловить и показать это в моих фотографиях. Через эти изображения я как бы стараюсь проникнуть в самую суть работы Мёрса, почувствовать ее пульс. Если мне удалось хоть до
Генеральная репетиция это грань между длинным репетициионным процессом и премьерой, последняя возможность для танцора скорректировать недоделки. Я надеюсь что мой взгляд в другом ракурсе, сродни «мухе на потолке»,
Михаил Барышников
Михаил Барышников и Мерс Каннингем
В 1939 г. Каннингем поступил в труппу Мэри Вигман и сразу проявил себя своим виртуозным мастерством. Каннингем стал использовать в хореографии так называемый «случайный метод» (решая, какую структуры танца выбрать, с помощью жребия — например, игральных костей). Это, как он считал, при сочинении композиций позволяло избавиться от сюжета и стереотипных решений, диктуемых бессознательным «вдохновением», и заменить их «объективным» и, в то же время, допускавшим случай методом. С самого начала, с
Каннингем использует новые технологии, чтобы расширить спектр движений человека и возможности его координации. От танцоров это требует значительных усилий, изменения их «естественных» способов двигаться. Танцоры труппы Каннингема как бы «переписывают» законы человеческой координации.








