Официальное открытие выставки 21 октября в 12:00.

Выставка предназначена для широкой аудитории и демонстрирует различные объекты художественного творчества из Японии с конца 19 века по наши дни. В экспозиции представлены как образцы высокого искусства, так и результаты ремесленной деятельности простых японцев, свидетельствующие о культивируемом в этой стране особом отношении к природе.

Например, можно познакомиться с японским кружевом, которое впервые появилось в эпоху Мэйдзи. Долгими зимними вечерами плели кружева японские крестьянки в качестве подсобного промысла. Дамы более высокого положения также увлекались этим занятием, но как хобби, однако такое встречалось не часто. Более широко ремесло кружевниц стало распространяться в период экономического подъема страны, когда многие японцы стали выезжать на работу в Европу, где их жены знакомились с искусством плетения европейского кружева. По возвращении на родину некоторые из них стали обучать своих подруг. Таким образом, это ремесло распространилось по всей стране. Японские кружевницы стараются не только воплотить традиции данного ремесла, но и донести до зрителя более широкий круг национальных традиций, выразить через кружева японский характер. В японских узорах большое значение имеет цвет. Поэтому здесь много внимания уделяется передаче цветовых оттенков кружев. Примеры этого обильно представлены в экспонатах настоящей выставки. А некоторые из них выполнены в технике традиционного русского кружева.

На выставке представлена и коллекция гравюр укие-э середины-конца XIX века. Выставка раскрывает динамику развития традиционной японской цветной гравюры в этот малоизученный период. Укие-э — реалистическое направление классической японской культуры — родилось в древней японской столице Японии Эдо, что привнесло утонченную изысканность во все последующее развитие этого своеобразного жанра. Присущие гравюрам философская созерцательность, эмоциональная полнота любования красотой изменчивого мира, богатство красок, феноменальное ремесленное мастерство — все то, что олицетворяет для нас дух Японии — никого не могут оставить равнодушным. Гравюры укие-э — своеобразный вид искусства, обаяние которого аккумулировало творческие усилия художников, граверов, печатников — остаются навсегда окутанными живой аурой. Поэтому, наверно, они и обладают такой силой воздействия на зрителя. Надеемся, что Вы получите истинное удовольствие от соприкосновения с их своеобразной красотой.

Еще один раздел выставки — ИКЭБАНА «СОГЭЦУ», класс Ольги Фомичевой. Икэбана — традиционное японское искусство аранжировки цветов, в котором воплощаются красота естественности и простоты, отражается быстротечность жизни.

К нашему времени икэбана стала особо утонченным видом искусства, проникшим в самые разные сферы жизни. В современной Японии искусство икэбана осознаётся как символ национального своеобразия и как олицетворение высокого художественного вкуса, признанного во всём мире.

Как всякое традиционное искусство, икэбана развивается в форме отдельных школ и течений, каждое из которых следует своим эстетическим и нравственным принципам, заложенным отцом-основателем. Крупных, влиятельных школ икэбана в мире мало — и все они «коренятся» в Японии.

Там же, в Японии в 1927 году возникло и самое современное течение икэбана — школа «Согэцу». Её основатель — Софу Тэсигахара, замечательный художник и архитектор, потомственный мастер икэбана, стал использовать в своем творчестве новые материалы, расширил диапазон размеров и форм композиций, мест их установки в интерьерах и открытых пространствах. Само созданное мастером слово «Согэцу», сочетающее в себе два японских иероглифа, «трава» и «луна», призвано выражать глубокое понимание художником Природы и её связи с бесконечностью Вселенной.

Сегодня «Согэцу» — крупнейшая школа икэбана в мире, она имеет 120 филиалов и более миллиона последователей на всех континентах. Первым в России официальным представителем «Согэцу» стал Московский филиал школы, основанный в 1994 году и действующий с тех пор при постоянной поддержке и внимании со стороны штаб-квартиры «Согэцу» в Токио и лично главы школы, который носит ранг иэмото (дословно — «опора дома»). Сейчас течение возглавляет госпожа Аканэ Тэсигахара, внучка основателя.

И конечно же на выставке представлено Японское искусство «оригами». Это слово переводится с японского языка как складывание («ори») из бумаги («ками»). Метод оригами предполагает моделирование сложных пространственных форм складыванием целого листа бумаги без ножниц и клея. История оригами тесно связана с изобретением бумаги в 105 году н. э. в Китае. В 610 году н. э. китайский буддийский монах Дан Хо передал секрет изготовления бумаги японским мастерам, которые усовершенствовали технологию производства и, к тому же, превратили складывание бумаги в национальное искусство. Сначала оригами имело мистический и ритуальный смысл, позже вошло в этикет японской аристократии, а затем стало всеобщим семейным и детским развлечением.

Основатель современного творческого оригами Акира Йошизава (1911—2005), еще до Второй мировой войны использовал складывание для обучения рабочих основам геометрии и черчения. Разработанные им условные обозначения и чертежи-диаграммы стали «азбукой» оригами. Систематизация складок способствовала дальнейшему росту популярности складывания во всем мире, значительному усложнению фигур, открытию новых направлений и дальнейшему диалогу традиционного искусства оригами с наукой и техникой. В 1954 году он создал первое общество оригами. Теперь почти во всех странах действуют подобные организации, издаются журналы и книги, проводятся международные конференции и выставки, действуют специализированные сайты. Складывание бумаги развивает мелкую моторику рук, улучшает память, сочетает образное и логическое мышление. Метод оригами используется в дизайне (упаковка, одежда, интерьер) и в архитектуре. В авиации и автомобилестроении (подушка безопасности и поверхность автомобиля, наиболее безопасная в момент аварии), космической технике (спутниковые солнечные батареи «Миура-ори», антенны, оболочки для роботов) и современных нанотехнологиях (углеродные и кремниевые оболочки) используются оригамные складчатые структуры.

В отдельном зале представлена видео-исталяция «Япония сегодня», где зрители могут ознакомиться с видами современного Токио во всем его сложном многообразии. В этом же зале можно увидеть Японию дружелюбными, любознательными глазами российского фотографа — известного дипломата, бывшего Посла РФ в Японии, а ныне ректора Дипломатической академии МИД России А.Н. Панова. Им запечатлены реалии японской культуры и природы.