Открытие 23.10 (четверг) в 19.00

Николай Кулебякин — яркий представитель современной фотографии, выставки которого, к сожалению, в России — большая редкость. В Краснодаре это его первая персональная выставка. Хотя за рубежом о Николае Кулебякине в последнее время говорят все чаще, называя в ряду тех немногих российских авторов, которые заслужили международное признание.

Один известный художник, работающий с фотографией и живущий на другой стороне Земли, в Мексике, в своей биографии написал, что для него в современной фотографии есть три фигуры: Виткин, Саудек и Кулебякин. Выстраивая свою триаду, мексиканец назвал трех авторов, которые обозначают три, возможно, важнейшие направления фотографического творчества: связь с историей культуры — Виткин, связь с эросом — Саудек и проблемы фотографического языка — Кулебякин.

О том, как Кулебякин стал фотографировать, ходит красивая легенда: поехал в Эрмитаж, увидел творения Рембрандта через видоискатель камеры и понял, что фотографу подвластно нечто такое, чего лишены остальные.

Вот что сам Николай Кулебякин говорит о своей работе в одном из интервью: «Фотограф ближе всех стоит к реальности, cам по себе язык фотографии стоит очень близко к реальности. Ты берешь в руки инструмент, и ты никем не контролируем. Это ведь не кино, где собирается много людей. Здесь ты можешь действовать свободно. Раз ты действуешь свободно, ты можешь смотреть на реальность непредвзято. Фотография такая штука, что чем меньше выдумываешь, тем лучше получается».

К проекту «Окна», частично представленному в рамках выставки «Только цвет»:

Рама картины как окно в мир, икона — окно в мир невидимый, окна дома как глаза, окна многоквартирных домов как откровение частных миров, собранных под одной крышей… метафора окна может быть продолжена до бесконечности…

Николай Кулебякин на протяжении последних двадцати лет снимает Окна, прекрасные аранжировки со всего света, собранные в единую мозаику осколки блистательного мира отелей и тихо мерцающие окна частных квартир друзей. Особое место в этом проекте занимают московские окна, с которых все начиналось в конце 1980-х, когда было еще трудно представить, что фотограф вскоре начнет ездить по всему миру с выставками и на съемки. К московским окнам у художника особенное отношение, они — его личный опыт, мир собственный, пережитое.

Фотограф приходит в интерьер, который его манит и, путем простых манипуляций с предметами на подоконнике (а порой и без оных), наполняет интерьер дома, связанный с миром посредством окна-рамы, метафорического порога, отделяющего внешний мир от внутреннего, выраженным смыслом и превращает окно в предмет для медитации, постепенного и неспешного узнавания личности хозяина окна. Среди героев его окон нет случайных людей, все они творцы. Большинство — представители старой московской потомственной интеллигенции. Их мир, безусловно, меняющийся с годами, одновременно замкнут и неподвижен во времени. Когда-то ареал проживания интеллигенции в Москве определялся бульварным кольцом, потом следующей географической границей центра города — кольцом Садовым… Затем постепенная реконструкция центра Москвы, начавшаяся в 1920-х и почти беспрерывно продолжающаяся до сих пор, привела к тому, что жители старого города, профессура и художники, доктора и инженеры были вытеснены на окраины, в блочные дома, внешний вид которых ничуть не отражал внутренней работы их жителей. Но окна изнутри даже там полны внутренней жизни: она не прекращается, она не остановима.

Простые вещи, исполненные света, и чистота линий в доме, консонанс цветов, умение видеть продолжение творческого эго за пределами доме через призму окна сделали цикл «Окна» Кулебякина портретом московской интеллигенции, в отсутствии людей на снимке не перестающим быть чрезвычайно личным.

Николай Кулебякин (род. 1959) — фотограф-художник, живет в Москве. Автор нескольких книжных проектов, две из которых (Николай Кулебякин. «Фотографические серии» и «Условное и Безусловное», 2 тт., 2003 и «Фрагменты. Проект Н. Кулебякина на стихи Арсения Тарковского», 2000) удостаивались почетного упоминания на Международном конкурсе фотографических изданий Восточной и Центральной Европы в Братиславе, Словакия. В 2007 году вышла книга «Красивые книги глазами Евгения Корнеева и Николая Кулебякина».

В 2005 году состоялась персональная выставка фотографа в Московском музее современного искусства; в 2006 — в Музее истории фотографии в Санкт-Петербурге. На сегодняшний день в его карьере более 70 групповых, в т.ч. международных проекта и более 30 персональных выставок в России и за рубежом.

Творчество Кулебякина имеет большое признание на международной фотографической сцене, его произведения хранятся в таких престижных собраниях, как Галерея искусств Коркоран (Вашингтон, США); Музей изобразительных искусств (Санта-Фе, США); Центр гуманитарных исследований Гарри Рансома (Университет штата Техас, Остин, США); коллекция издательства European Photography (Берлин, Германия) и другие.