(«Different dimension — 2»)

Международный фестиваль современной фотографии «Другое измерение-2» состоялся весной 2008 г. в Новосибирском художественном музее. Арт-директор — Андрей Мартынов (Москва).

Задача фестиваля — представить современную фотографию Юго-Восточной Азии, Европы и США. Подобрать работы помогали кураторы Terence Wright (Сев. Ирландия), Joan Powers (США). Фотографический музей «Дом Метенкова» показывает только часть большого проекта.

Если попытаться найти общую идею, которая объединяла бы более сотни работ авторов с разных континентов, то это размышления фотографов о жизни и смерти, природе и цивилизации.

Американский раздел выставки продолжает традиции аналоговой черно-белой фотографии, здесь важна визуальная выразительность снимка, игра со светом и тенью, резкостью и ракурсом.

Работы Claire Seidl (США) сняты на длинных выдержках и отпечатаны руками в фотолаборатории. Поскольку фотография создается в единицу времени, исследование с помощью фотоаппарата изменчивого и постоянного имеет длительную историю. В работах американского фотографа через время осмыслена человеческая жизнь, она быстротечна, из множества мгновений не складывается целого, след от присутствия на земле остается как зыбкое воспоминание. В противоположность ей — традиция, уклад домашнего быта, неизменность семейного ритуала. Помимо фотографии, автор профессионально занимается изобразительным искусством, работая в манере, близкой к абстрактному экспрессионизму. Поэтому для нее естественно уйти от натуралистичности, сюжетной ясности изображения в мир беспредметного.

Произведения Jennifer Drucker (США) так же лежат на грани между фотографией и изобразительным искусством, предметным и абстрактным. Они напечатаны на специальной бумаге, сохранившей грубоватую фактуру материала, рамки созданы тушью и кистью, заведомо неряшливо. Названия больших серий «Свет и Темнота», «Между» расставляют смысловые акценты: мир этих фотографий неуловим, призрачен как сон или мечта, он обращен к эмоциональной, подсознательной стороне нашего восприятия мира.

Joan Powers (США) — самый именитый участник выставки. С 1978 г. она преподает фотографию в Нью-Йорке, в университете Лонг-Айленда, публиковалась в New York Times, Wall Street Journal, Time и других престижных журналах. Ее стиль ближе к жанровой фотографии и фотожурналистике середины XX в., обращенной к повседневной жизни.

Katka Prackova — фотограф из Словакии, переехавшая жить в Германию. Ее фотографии из серии «Близость далекого» вдохновлены ностальгией по родине. Работы сняты через отверстие в холсте, и этот формальный прием, создающий ощущение взгляда сквозь и поверх барьеров, подчеркивает дистанцию между фотографом/зрителем и пейзажем, напоминающим природу Словакии. То, что близко сердцу автора, в силу обстоятельств так далеко от нее, всплывает в сознании, подобно зыбкому воспоминанию.

Проект Tomoyuki Sakaguchi (Япония) «Окна» на пересечении между концептуальной и документальной фотографией. Здесь реальные, а не вымышленные герои, фотограф работает в прямом контакте с людьми, в гуще жизни. Но в отличие от традиционного подхода к жанровой фотографии, он не ищет истины в подсмотренной ситуации, а использует отснятый материал для выстраивания совершенно самостоятельного произведения, подчиненного изначально заданной идее (концепции).

У этого проекта есть несколько уровней восприятия. При поверхностном взгляде мы видим галерею портретов жителей Токио разного пола и возраста, поезд метро — метафора мегаполиса, связавшего их вместе. Фотографии так развешаны, чтобы их чередование повторяло ритм окон вагона.

Но при более внимательном рассматривании, обращаем внимание на напряженные лица, полузакрытые или совсем закрытые глаза персонажей, в ряде случаев лица скрыты маской. Среда безжалостно довлеет над людьми, они испытывают дискомфорт, почти боль, знак «не прикасаться к стеклу» может быть прочитан и более пессимистично: «выхода нет». Само пространство метро воспринимается мифологически как подземное «царство мертвых». В конечном счете, это не просто собирательный портрет японского общества, а малоутешительный диагноз современной урбанизированной технократической цивилизации, ведь Япония, несомненно, — одна из передовых ее стран.

Взгляд японцев на самих себя совсем не похож на идиллические, полные гармонии картины «страны восходящего солнца», которые обычно привозят оттуда люди европейской культуры. Пример — пейзажи американского фотографа Seth Kalmowitz.

Работы фотографов из Северной Ирландии относятся к направлению, которое с 1970-х годов принято называть «концептуальной фотографией». Термин был окончательно утвержден книгой американского художника Сола ЛеВитта «Параграфы концептуального искусства» (1967 г.). Его основной принцип: «в произведении идея, или концепт, становится самым важным аспектом, создающим искусство». Отсюда следует несколько выводов.

Во-первых, вопросы сложности или простоты исполнения, оригинальности или банальности языка уходят на второй план, все это лишь средства для наилучшего выражения идеи. Во-вторых, разрушаются границы между техниками создания визуального образа. Фотография, живопись, перформанс и инсталляция могут быть объединены для авторского высказывания. Но изменилась и позиция зрителя. Вместо эмоционального, чувственного переживания произведения, как было принято многие столетия, зритель вовлекается в интеллектуальную игру, от него требуется угадывание замысла, а может быть и собственная интерпретация.

Северная Ирландия находится в состоянии скрытой гражданской войны, терроризм и национальные конфликты десятилетия были частью жизни этой страны. Поэтому политические темы для художников неотделимы от экзистенциальных.

Созданная в 1996 г. группа Common Culture объединяет трех фотографов David Campbell, Mark Durden и Ian Brown. За плечами у них персональные выставки и художественные акции в самых крупных городах мира. Серия портретов охранников ночных клубов и баров в Белфасте была создана по результатам перформанса в одном из клубов, где строй брутальных и бесстрастных «вышибал» тотально довлел над присутствующими и человек понимал, что ему некуда скрыться от тех, кто наблюдает. Еще одна версия оруэлловского «большого брата».

Профессор Brian McClelland возглавляет Школу искусства и дизайна в Белфасте. Как фотограф он сформировался в 1970-е годы. На выставке представлено четыре фотографии из большой серии, включающей 38 работ, «Life Room Dissection». В названии и в фотографиях скрыта перекличка между телом художника и комнатой его повседневной жизни. Автор расчленяет, анатомирует с помощью фотоаппарата тело и разные участки комнаты, холодный цвет фотографий с неизбежностью заставляет вспомнить больницу. Этот автор приобрел известность игрой на совпадениях и контрастах тела и предметного мира, повседневной жизни и медицинских учреждений.

Ироничная серия Peter Neill «Это не пистолет» о явной и скрытой власти в современном мире. Похожие на пистолет своей формой объекты, конечно им не являются. Но с другой стороны, разве деньги, сексуальность, продукты питания, природные ресурсы и все то, что составляет могущество экономики, не есть подлинное оружие? Так утверждение «Это не пистолет» становится риторическим вопросом.

В пейзажах Paul Seawright из серии «Невзорвавшиеся бомбы» банальные виды ничем не примечательного ландшафта, они не поражают ни идиллической красотой, ни романтической величественностью, но скрытая в глубине куста бомба могла бы взорваться в любой момент. Теракты в Москве и Нью-Йрке убедили всех, что в современном мире грань между порядком и хаосом неуловима, скука повседневности в любой момент может обернуться апокалипсисом.

Самый именитый участник выставки фотографии из Северной Ирландии, ее куратор — Terence Wright. Свое творчество он представил несколькими пейзажами, выполненных в традиционной манере, но на высоком уровне художественной культуры.

В противоположность им интерьеры подземного гаража Allan Hughes (Сев. Ирландия) и пейзажи Jun Ichi Sato (Япония). Фотографов интересует соотношение естественного и искусственного в нашей жизни. В первом случае царство бетона и холодного света тотально заполняет мир, во втором цивилизация, как и природа взаимно терпят поражение. Есть скрытая ирония в плотине, построенной на высохшей реке, и голом остове рекламы посреди чистого поля.

Итальянский фотограф Luca Di Salvo в серии фотографий «Сон» задался целью сфотографировать движение настолько растянутое во времени, что мы не способные увидеть его не вооруженным глазом. Сон в восприятии людей олицетворение покоя, неподвижности. Но на снимках, где время экспозиции составило несколько часов, спящие люди динамичны как на футуристических картинах, они и обстановка вокруг постоянно меняются.

Серия Serena Andreini (Великобритания) дает представление о портрете в современной фотографии. Автор фотографировала танцоров в первые секунды после выступления, когда сценический образ уже оставлен, но эмоционально человек поглощен выступлением, глаза горят, тело хранит следы усталости и пота. Каждый портретист стремиться проникнуть в глубину человека, в суть его характера. Британский фотограф попыталась найди правду в том кратком миге между театральным образом и той ролью, которую каждый человек исполняет в повседневной жизни, ее интересуют мгновения, когда танцор настолько устал, что сбросив одну маску, еще не успел надеть другую.