В рамках проекта «Это есть. Этого нет. Это есть» состоится презентация книги Никиты Алексеева «Ряды памяти» ( «НЛО», 2008г. )

Проект Никиты Алексеева «Это есть. Этого нет. Это есть» осуществляется в 2007—2008 годах. Он начался с акции «Den yparhei» («Этого нет»), проведенной на 1-й биеннале современного искусства в Салониках (по городу было расклеено 150 рисунков на красной бумаге с надписью «Этого нет» на литургическом греческом языке). Полиция решила, что это антиглобалистская демонстрация, и потребовалось вмешательство городских властей, чтобы объяснить: речь идет всего лишь об искусстве. Завершающий этап — одноименная выставка в галерее GMG 23 сентября 2008, где будут сведены вместе разнородные, но полностью взаимосвязанные элементы проекта, и здесь становится вполне ясно, что Никита Алексеев, строя аккорды, где слышны социологические и богословские обертоны, ведет тему, которая с самого начала определяет его деятельность: что такое искусство и как им пользоваться?

В проект входит графика (несколько сотен рисунков), живопись, объекты, видео и фото; кроме того, его частью является автобиографическая книга «Ряды памяти» («Memory Rows»), которая выйдет в свет в издательстве «Новое литературное обозрение» осенью 2008 года.

Никита Алексеев. «Ряды памяти»

С одной стороны, это классические мемуары: рассказ о жизни автора, выстроенный в хронологической последовательности. С другой — отрезок истории современного искусства длиной в несколько десятилетий, поскольку автор Никита Алексеев — художник-концептуалист, участник группы «Коллективные действия» и один из основателей «АПТАРТа» — активный деятель этой истории. Воспоминания, написанные «по свежему следу», ветвятся сюжетами частными и общими, оборачиваясь то «книгой странствий», то летописью или хроникой художественного движения, то акынской песней…

Презентация состоится в GMG Gallery 23 сентября.

Алекссев Никита Феликсович (Алексей Никитин)

1953 родился в Москве
1972 окончил Московское художественное училище Памяти
1905 г. (отделение промышленной графики и рекламы)
1973-76 учился в Московском полиграфическом институте (факультет художественно-технического оформления печатной продукции)
С начала 70-х выпускает «самиздатовские» книги, альбомы
1975-80 участник группы «Коллективные действия»
1979 один из организаторов МАНИ (Московского архива нового искусства)
1982 один из основателей АПТАРТа
1987-93 жил во Франции
с 1993 живет в Москве

Его работы в собраниях:

Коллекция современного искусства Государственного музея-заповедника Царицыно, Москва
Музей современного искусства, Оклахома, США
Nancy and Norton Dodge collection, Zimmerly Art Museum, Rutgers University, Нью-Брунсвик, Нью-Джерси, США Н. Панитков, Москва I. Nalepa, Берлин, Германия Л. Талочкин, Москва O. Morane, Париж, Франция I. Kizot, Париж, Франция R. Lambsdorf von der Weide, Бонн, Германия P. Miro, Париж, Франция P. Sprovieri, Рим, Италия J. Harten, Дюссельдорф, Германия G. Matcheret, Париж, Франция

Автор о себе

Родился 12 января 1953 года в Москве. Отец — журналист, мать — филолог. С 1964 до 1967 учился в Московской средней художественной школе, откуда был исключен, затем, с 1968 до 1972 — в Московском художественном училище Памяти 1905 года, которое закончил по отделению промграфики и рекламы. Потом три года учился в Московском полиграфическом институте, пока не надоело. Долгое время работал иллюстратором и оформителем книг в московских издательствах.

Мне повезло в детстве: родители общались с Дм.Краснопевцевым, Г. Костаки, О. Рабиным. В 1967 году познакомился с М.Рогинским, его живопись произвела на меня большое впечатление. В 1969 я подружился с А.Монастырским, Н. Панитковым, Л. Рубинштейном, общение с которыми оказалось для меня очень важным.

Начинал я как почти все — с чего-то вроде «сюрреализма» (достаточно абстрактного). Тогда же делал рукописные, разрисованные книжки стихов, так что интерес к совмещению рисунка и текста возник давно. В самом начале 70-х появилась хоть какая-то информация о концептуализме и предшествовавших ему или связанных с ним течениях (впрочем, про Дюшана знал уже раньше). Интересно, что «концептуализация» московского искусства происходила в большой степени благодаря музыке — творчеству Джона Кейджа и других композиторов — и их пропагандистам в Москве, например, Алексею Любимову. Все это, кроме того, было замысловато переплетено с мистическими и эзотерическими практиками, которые, впрочем, воспринимались инструментально, как возможные способы нового подхода к искусству. Именно тогда я начал формулировать для себя «негативный» подход к искусству: оно не ремесло, не религия, не политика, не наука, так как табуретки, рай, общественная деятельность, научные открытия прямого отношения к нему не имеют, хотя искусство и может в с
обствнных целях к ним стремиться или их использовать. К тому же, цели искусства формируются постоянно, и определить их диахронически невоможно. Разумеется, речь идет о критическом, современном состоянии искусства, в Х1Х веке я скорее всего художником не стал бы.

В 1975-80 был членом группы «Коллективные Действия». В конце концов, в результате разногласий с Монастырским (я считал, что наша деятельность чрезмерно переполняется интерпретированием и замыкается в узком кругу московской «элиты») вышел из «К.Д.». В эти же годы познакомился с И.Чуйковым и И.Кабаковым, которым обязан очень многим. Ближе к концу десятилетия сошелся с художниками «второго» поколения — «Мухоморами», А. Филипповым, В. Захаровым, Ю. Альбертом, М. Рошалем. Это было время очень важных изменений в московском искусстве. Хотя, теперь я понимаю, что Монастырский был совершенно прав в своей последовательности: без долгой деятельности феномен «К.Д.» оказался бы неполон, а творчество других художников, например, «Медгерменевтики» (и, соответственно, следовавших за ними) не было бы возможно.

В конце 70-х был одним из инициаторов «МАНИ» (Московского архива нового искусства), предприятия очень своевременного в эпоху отсутствия выставок, прессы и вообще открытого общения. В 1982-84 держал у себя в квартире «галерею АПТАРТ». В 1985-87 принимал участие в деятельности рок-группы «Среднерусская Возвышенность» (организаторы С. Гундлах и Н.Овчинников). В 1987 году уехал во Францию — как по чисто личным причинам, так и потому, что в Москве начиналось истерическое время, мне не нравившееся. Впрочем, связей со своим московским кругом не прерывал, участвуя в совместных проектах и регулярно приезжая в Москву. В 1993 году вернулся обратно, так как причины эиграции — для меня и по крайней мере пока — перестали существовать. Не имея иллюзий по поводу происходящего в культуре и обществе, я считаю, что именно сейчас происходит кардинальный перелом, который, возможно, полностью изменит понятие искусства или вообще сделает искусство в его нынешнем понимании неактуальным. Мне интересно видеть, каким образом мое индивидуальное понимание искусства может существовать в новом пространстве, и может ли.

Участие в выставках, аукционах

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ

1989 Galerie Roesinger, Кельн, Германия
1990 «Н. Алексеев». Galerie Roesinger, Кельн, Германия
1991 «Никита Алексеев». Первая Галерея, Москва
1992 «Крестообразные песни». L Галерея, Москва
1992 «Palais de l`Arbre — Balais». La Base, Levallois-Perret, Франция
1993 «Тяжесть и нежность. L Галерея, Москва
1993 «Две луны». XL Галерея, Москва
1993 «Живопись, графика, скульптура». Якут Галерея, Москва
1996 «На 44-х каналах». XL Галерея, Москва
1997 галерея «Пальто»

ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ

1974 «II открытый просмотр картин на открытом воздухе». Парк Измайлово, Москва
1975 «Предварительные квартирные просмотры к Всесоюзной выставке», Москва
1975 «Выставка произведений московских художников». ВДНХ, павильон «Дом культуры», Москва
1976 «Весенние квартирные выставки»(предварительные экспозиции к предстоящей выставке в залах на Беговой улице), Москва
1977 «La nuova arte Sovietica». La Biennale di Venezia, Венеция, Италия
1978 «Aspetti e documentazione degli artisti non conformisti dell`Union Sovietica». Museo Civico di Lodi, Лоди, Италия
1978 «Rassegna sul dissenso culturale nell`Est europio». Scuola Art e Mestiert, Aula Magna Scuola cantonale di Commercio, Aula Magna Municipio, Sala Patriziale, Bellinzona, Швейцария
1980 «Other Child`s Book». Галерея Ремонт, Варшава, Польша
1981 «Nouvelles tendances de l`Art Russe non officiel 1970-1980». Centre culturel de la Villedien, Elancourt, Франция
1981-82 «Russian New Wave». Contemporary Russian Art Center of America. Soho. International Art Center. Нью-Йорк, США
1982 «Что такое пластика»(однодневная выставка и заседание Клуба искусствоведов). Дом художника на Кузнецком мосту, Москва
1982 «Традиции и новаторство»(заседание Клуба скульпторов). Ул. Жолтовского, Москва
Первая выставка АПТАРТ. Галерея АПТАРТ, Москва
1983 «АПТАРТ в натуре». Калистово, Московская обл.
1983 «АПТАРТ за забором». Тарасовка, Московская обл.
1983 «Победа над солнцем». Галерея АПТАРТ, Москва
1983 «Come Yesterday and You`ll Be First». City without Walls: an urban artists collective inc. Contemporary Russian Art Center of America. Ньюарк, Нью- Джерси, Нью-Йорк, США
1984 «Для души и тельца»(совместно с К. Звездочетовым). Галерея АПТАРТ, Москва
1984 «Дальние, дальние страны». Галерея АПТАРТ, Москва «Одесса-Москва». Галерея АПТАРТ, Москва
1984 «APTART in Tribeca». Contemporary Russian Art Center of America, Нью- Йорк, США
1985 «APTART». Washington Project for the Arts, Вашингтон, США
1985 «Russian Art Show». Danceteria, Нью-Йорк, США 1986 «Клуб искусствоведов»(однодневная выставка). Дом художника на Кузнецком мосту, Москва
1986 A and P Gallery, Нью-Йорк, США
1986 «Oh, Malta». Посольство Республики Мальта, Москва
1986 «Искусство против коммерции» (выставка-акция). Битцевский парк, Москва
1987 Первая выставка Клуба Авангардистов (КЛАВА). Пересветов пер., Москва
1987 «Ретроспекция творчества московских художников. 1957-1987». л/о «Эрмитаж», Профсоюзная ул., д. 100, Москва
1988 «Баня»(выставка-акция). Клуб Авангардистов. Мужское отделение Сандуновских бань, Москва
1988 «Cinq Russes a Toulouse». Культурный центр Аэроспасьяль, Тулуза, Франция
1988 «Современное искусство из Советского Союза». Фридрих-Эберт-Штифтунг, Бонн, ФРГ
1988 «ИСKUNCTВО I. ДААД — КЛАВА». Берлин, Германия
«Б. Биргер — Н. Алексеев». Фридрих-Науманн-Штифтунг, Бонн, ФРГ
1989 «Realitat als Konzept». Galerie Inge Baecker, Кельн, ФРГ
1989 «Дорогое искусство». Дворец молодежи, Москва
1989 «ИСКUNSTBO II. ДААД — КЛАВА». Москва
1989 Новый Иерусалим (выставка-акция). Клуб Авангардистов. Новый Иерусалим, Московская обл.
1989 Galerie Eva Poll, Берлин, Германия
1989 «Installez — vous comme vous voulez». Usines Ephemeres, Париж, Франция
1990 «ИСKUNSTBO». Kulturhuset, Стокгольм, Швеция
1990 «Н. Алексеев, С. Воронцов». Галерея Налепа, Берлин, Германия
1991 Проект «KUNSTEUROPA»(Н.Алексеев, К. Звездочетов, С. Воронцов). Kunstverein, Гандеркезее, Германия
1991 «La Base an Pays des Soviets». La Base, Levallois-Perret, Франция
1991 «Современное советское искусство: От оттепели до перестройки». Коллекция современного искусства музея «Царицыно». Setagaya Art Museum, Токио, Япония
1992 «a Mosca... a Mosca...». Villa Campoleto, Ercolano; Galleria Comunale d`Arte Moderna, Болонья, Италия
1993 «Adresse provisoire pour l`art contemporain russe». Musee de la Poste, Париж, Франция (куратор с российской стороны)
1993 «Новый взгляд». Дом художника на Кузнецком мосту, Москва
1993 «Collection d`Art Contemporain RINACO. Moscou 1993». Caisse des Depots et Consignations — 56 rue Jacob, Париж, Франция
1994 «Майская выставка». Дом художника на Кузнецком мосту, Москва
1994 «Пограничные зоны искусства». Фестиваль современного искусства. Художественный музей, Сочи
1994 Cetinjski Bienale II. Цетине, Черногория
1994 «Победа и поражение». Галерея «Obscuru Viri», Москва
1995 «Kunst im verborgenen. Nonkonformisten Russland
1957-1995». Коллекция современного искусства Музея-заповедника «Царицыно». Wilchelm-Hack Museum, Людвигсхафен-на-Рейне; Documenta-Halle, Кассель;
1995 Staatliches Lindenau Museum, Альтенбург, Германия
1995 «Сухая вода». Бахчисарайский дворец-музей, Бахчисарай, Крым
1995 «Прогулки за горизонт». Профсоюзная, 100, Москва
1995 «Москва-Ереван. Вопрос ковчега». Музей современного искусства, Ереван, Армения
1995 «Зимний сад». Культурный центр «Феникс», Москва
1995 «Esotericum». XL Галерея, Москва
1995 «Позиции». Академия искусств, Мюнхен, Германия
1995 «Zeichnungen der moskauer Szene». Galerie Hohenthal & Littler, Мюнхен, Германия
1995 «Jenseits der Mauer». Kleine Humboldt-Galerie der Humboldt-Universitat. Берлин, Германия
1995 «New Russian Art: Paintings from the Christian Keesee Collection». City Art Center, Оклахома-Сити, США
1996 «Copyright-96». Айдан Галерея, Москва
1996 «О доме». Профсоюзная, 100, Москва
1996 «Как рисовать лошадь (часть вторая)». ЦДХ, Москва
1996 «В гостях у сказки» (куратор О. Саркисян). ЦСИ, Москва (каталог)
1996 «Кто я» в рамках Международной биеннале современного искусства. Тбилиси, Грузия
1997 «Экология пустоты». ИСИ, Москва
1997 «Навстречу другой Европе». Посольство Греции, Москва
1997 Международная художественная ярмарка АРТ-МОСКВА, XL Галерея. ЦДХ, Москва
1997 Марь Иванна — б...дь и дура«. Галерея «Red Art», Москва
1997 «Mystical Correct». Hohenthal und Bergen Galeria. Берлин, Германия
1998 «Евроремонт». Выставочный зал Культурного центра «Славянский», Москва

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ АКЦИИ

70-е гг. «Вишневый сад». Платформа Ховрино, Московская обл.
70-е гг. «10000 шагов» (документация в кн. Kulturpalast). Станция Калистово, Московская обл.
«Шум». Коломенское, Москва
80-е гг. «Тусовка», акция без названия (снята на видео С. Хэнсген, журнал ` Infermental), Москва
80-е гг. «Бедные вещи». Москва
1996-97 3 акции в составе группы «Коллективные действия». Москва
1997 «Инш Аллах» в саду церкви Карие Джами, Стамбул