В августе 2008 года исполнилось сорок лет трагическим событиям 1968 года, когда советские танки вошли в Чехословакию. Ранним воскресным утром танки входили в маленькие спящие города и старинные столицы, Прагу и Братиславу. Люди просыпались под звук лязгающих гусениц, пытались понять, что происходит. Неужели снова началась война, о которой не успели забыть за двадцать лет? Август 68 разделил мир. Многие уехали из Чехословакии на Запад. Уезжала молодежь, учившаяся в Советском Союзе, уезжала интеллигенция, простые люди. После 1991 года Россия, принявшая на себя груз ответственности за политические действия Советского Союза, в лице президента принесла извинения правительствам и народам новых государств, Чехии и Словакии, за те события. Политический конфликт отошел в прошлое. Но осталось человеческое измерение. Осталась история, из которой невозможно вычеркнуть страницы, изменившие жизни тысяч людей. Сорок лет, прошедшие с тех пор, для истории небольшой период. Поколение участников тех событий еще в силе, для него у ввода танков нет срока давности. Новые поколения относятся к истории тех дней как к данности, а кто-то даже не знает, что тогда происходило.

В сентябре Словацкий институт в память о 1968 годе представляет выставку Ладислава Биелика «Август 1968. Братислава». Это фотографии, снятые молодым братиславским фоторепортером утром, когда танки входили в город. С тех пор снимок Биелика «Человек с обнаженной грудью перед танком» вошел во все иллюстрированные издания по истории ХХ века, это, пожалуй, самое известное изображение в истории словацкой фотографии. Выставка в Москве состоит из фотографий, снятых кадр за кадром, пленка за пленкой. Это последовательно запечатленные мгновения, минута за минутой, того, как все было. Это не редактированный и непредвзятый взгляд непосредственного участника событий того утра. Взгляд человека из толпы гражданских, полуодетых, сонных, мечущихся и отступающих перед железной военной силой. «Август 1968. Братислава» Биелика это история в человеческом измерении, рассказанная с интонацией яростного бессилия.

Репортажная фотография обладает огромным преимуществом перед скупыми строчками документов, потому что она может рассказать то, что знают очевидцы. И спустя сорок лет зрителей волнует не политическая подоплека, но переживания участников событий, жизнь которых разделилась на две части, до и после. Выставка «Август 1968. Братислава» — дань уважения и памяти об участниках тех важных исторических дней.