Открытие выставки 12 августа в 19.00.

В рамках фестиваля «Коллекция» Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб» представляет свое собрание произведений медиаискусства, насчитывающее более 2000 работ начиная с самых ранних кино- и видеоэкспериментов и до современных мультимедийных инсталляций. Коллекция «МедиаАртЛаб» формировалась в течение десяти лет в рамках приоритетного направления деятельности центра — создания аудиовизуального архива по медиакультуре, комплектации и музеефикации той части современного искусства, которая связана с новейшими технологиями (видеоарт, сетевое искусство, sound art, software art, CD-ROM art, интерактивное искусство). Именно эти цели преследует «Медиамузей» — нынешний проект «МедиаАртЛаб».

Медиамузей задуман как мобильный тип художественной институции, своего рода интерактивная лаборатория, которая, подобно своим средневековым алхимическим предшественникам, дает возможность опытным и экспериментальным путем постигать основы медиавселенной и медиакультуры, разрабатывать и формировать философские концепции, выраженные в образах материального мира. Она служит пристанищем для зрителей, отчаявшихся разобраться в текущем состоянии дел актуального искусства.

Произведения, созданные с применением новейших электронно-коммуникационных технологий, в представлении не слишком искушенного зрителя занимают особую нишу — что-то между занимательным аттракционом-фокусом для увеселения публики и серьезным, вдумчивым исследованием современного состояния мира, проводимым в контексте технологической эстетики наших дней. Возникают закономерные вопросы: что такое медиаискусство, как оно возникло, как развивалось, почему это именно искусство, а, например, не дизайн? Даже вопрос, какие произведения и какие художники являются ключевыми для постижения истории этого направления актуального творчества, — нельзя назвать праздным и легким. В России получить подобные знания довольно трудно, особенно для тех, кто еще не решил менять свой профессиональный статус и становиться искусствоведом, а хочет просто научиться видеть электронные произведения, получать удовольствие от общения с ними. В таком случае подробный комментарий не просто желателен, он совершенно необходим, равно как необходимо образовательное пространство, где зритель на наглядных примерах сможет сформировать собственное понимание процессов в искусстве второй половины ХХ века — начала XXI.

Именно задачу систематизации и выстраивания логической последовательности рождения новых жанров, идей и парадигм поставили перед собой устроители медиамузея. Его устройство, структура и задачи продиктованы теми изменениями статуса музея и его экспонатов, которые произошли в конце века и преобразовали основные принципы работы художественных институций.

В соответствии с основным постулатом нового искусства, где зритель получает права не только на интерпретацию готового произведения, но и на его физическое досоздавание, трансформируются принципы общения автора, его работы и аудитории, их взаимодействие становится более личностным и телесным. Как со стороны самих художников, так и со стороны музейщиков понадобилось искать решения, посредством которых идея интерактивного, открытого произведения могла бы реализоваться и полноценно существовать в выставочном пространстве, а само произведение трансформироваться в общении со зрителем и при этом оставаться неизменным для последующих поколений. В первую очередь понятие музея и структуру его деятельности изменили мультимедийные технологии, внеся в работу элементы шоу, интерактивной игры, придавая экспозиции динамику и перформативность, заставляя зрителя активно участвовать в разворачивающемся действе. Это повлекло жесткую критику со стороны приверженцев классического стиля, обвинение в чрезмерной популяризации и корыстном потакании дурному вкусу массовой аудитории. Однако в отсутствие готовых критериев и решений музеи получили широкие возможности экспериментирования с формой и структурой экспозиции, выработкой собственного нового типа выставочного пространства. В музее медиаискусства, предельно технологичном, включающем в себя как аутентичные аппараты, так и новейшие цифровые устройства для демонстрации произведений различного времени, мультимедийные технологии оказываются чрезвычайно уместными, позволяя решать задачи образования и распространения специального знания, в то же время, отвечая потребностям общества в новом, мультимедийном типе экспозиции.

Медиамузей — мобильная лаборатория медиаискусства — состоит из нескольких пространств, отличающихся между собой структурно и тематически.

Первый отдел — это классики: Вито Аккончи, выбравший собственное тело в качестве инструмента для исследования границ искусства, Вуди и Штейна Васюлка, изображающие звук как элемент, искажающий и деформирующий зрительный образ, Брюс Науман, вращающийся вокруг своей оси, теряющий центр тяжести, Билл Виола, трансформирующий семь звуков гаммы в ритуальный, отчаянный вопль, выражение ужаса человека, предстоящего мирозданию. Всё это видеоинсталляции, созданные с начала шестидесятых по конец восьмидесятых американскими мастерами, сыгравшими ключевую роль в становлении видео- и медиаарта, определившими облик этого направления искусства. С помощью простейших элементов, выбранных в качестве меры вещей, таких как слово, звуковой тон, однообразное повторяющееся движение, собственное тело, световое пятно, они прощупывают свойства, возможности и границы нового искусства как некого иного пространства, законы которого еще не изучены и требуют осторожных и рискованных опытов, результат которых непредсказуем.

Второе пространство, работающее как кинозал, отдано тематическим ретроспективам, прослеживающим развитие какой-либо проблемы на протяжении всего существования медиаискусства. В каждой из программ подробно рассмотрена одна из теоретических проблем: роль телевидения в искусстве новых медиа, границы и взаимные пересечения кинематографа и видеоарта, эстетические и технологические эксперименты в области видеоарта, синтез видео и перформанса, работа медиахудожников со звуком etc. Для полноценной разработки каждой из тем в ретроспективу включены работы пионеров видеоарта и классиков Нам Джун Пайка, Дины Бирнбаум, Гарри Хилла, Тьерри Кунцеля, объединений «The Kitchen» и «Fluxus», современных художников.

Третий отдел — экспериментальный, где разместятся созданные с помощью 3D-технологий пространственные мультимедийные модели ключевых произведений медиаискусства. В данном случае музеефикации подвергаются не приборы, с помощью которых были созданы произведения и не фотодокументация, представляющая зрителю то немногое, что осталось от какого-либо важного в истории искусства перформанса, а культурная парадигма, воплощенная в этих произведениях. Подобная реконструкция — беспрецедентный случай в истории музейной практики — позволяет зрителю наглядно представить работы, ставшие точкой отсчета для развития новых жанров или концепций искусства. Для решения образовательных задач медиамузея, распространения специального знания в этой области зрителю дается подробный комментарий о сути и роли работы, о сформировавшейся на ее основе изобразительной традиции и примеры работ в которых эта традиция воплотилась, кроме того, аудитория получает возможность взаимодействия с объектами, трансформации их, изменения физического облика произведений, например, посетители смогут загружать собственные видео из глобальной сети, включая их в структуру произведения, моделировать визуальную среду работы, физически освоить произведение, то есть сделать его по-настоящему своим. Реконструкции подвергаются работы Нам Джун Пайка, Брюса Наумана, Вольфа Фостеля, Йозефа Бойса и других мастеров.

Последнее пространство — экспозиция работ современных российских художников на аутентичных носителях — ставит целью вписать национальную школу в общемировой контекст медиаискусства, представить основные тенденции российского актуального творчества. Различные технологические и эстетические подходы российских художников, созданные ими интерактивное видео (Д.Булныгин), видеоперформанс (Н.Абалакова и А.), видеоинсталляции (А.Исаев, Г.Ригвава), работы на основе игровых репрезентационных технологий (Д. Тер-Оганян), экспериментов с природой экрана (К Челушкин, Ю.Календарев) позволят соотнести современную российскую с зарубежной ситуацией.

Проект Центра культуры и искусства «MediaArtLab» в рамках фестиваля ГЦСИ «Коллекция» при поддержке грантового конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире» и технической поддержке компании «Intmedia»