Новый проект галереи Проун объединяет графические серии Жюля Паскина, известного француского художника Парижской школы, и французские эротические фотографии ХIХ века из частных коллекций России и Франции. Будет представлено более 30 графических работ и 50 фотографий.

Изображение тела в любую эпоху носило свои особенные черты, которые доминировали над остальными. Они — своеобразное зеркало, отражающее интересы, взгляды и потребности общества. Даже самый незначительный сдвиг в массовом сознании очень быстро приводил к возникновению новой парадигмы в искусстве и нового восприятия «ню». В середине ХIХ века произошло событие, заставившее по новому взглянуть на тело и его художественное воплощение. В 1839 году Дагерр запатентовал свое изобретение, а уже в 1851 его ученик Феликс Жак-Антуан Мулен был обвинен в создании дагерротипов, на которых были представлены реальные обнаженные тела. Распространителей подобной продукции вынудили заплатить штраф. Однако ничто не могло остановить возрастающее любопытство публики к жанру «ню» и первым опытам порнографии в фотографии.

Безусловно, фотографы, работавшие в этом жанре, всячески следовали живописной традиции изображения натуры. Так наиболее популярные сюжеты — «Три грации» и «Венера перед зеркалом». Но момент документальности был настолько шокирующим, что цензоры немедленно забывали о каком-либо художественном аспекте. Для усиления эффекта достоверности в жанрах всевозможных «ню» вскоре стали использовать стереоскопический эффект, снимая натуру с двух точек зрения. Помещая снимки в специальный прибор с линзами, люди любовались формами, приобретающими на их глазах объёмность. В 1850—1860е годы стереоскопические фото печатались в формате «cart-de-visit», то есть 5,7 х 9 см.

Фотографии 1860-х годов порой слегка раскрашивались от руки. В этих «крашенках» образ распадался на две составляющие — документальную основу и анилиновую розово-голубую идиллию. Характерно, что фотографии нередко помещались в паспарту с тисненым орнаментом по его краям. Так они превращались в особое художественное произведение.

Опыт фотографических «ню» ХIХ века не прошел для Европы даром. Блестящий рисовальщик-карикатурист Жюль Паскин (1885—1930), болгарин по происхождению, приехал в Париж в 1905 году, когда на Монмартре свобода нравов уже стала нормой. Художник как будто на все смотрел через кривое зеркало: женщины на его картинах несовершенны, часто почти уродливы, но они возбуждают, как возбуждает жизнь и порок; маловыразительные лица живут мастерски запечатленными движениями тел, точностью передачи линий, почти пугая фотографической правдивостью в своей диспропорциональности. Художник постоянно сталкивает крайности, потому что ему так хочется и у него это хорошо получается. Но удивительная вещь — то, что обыватель называет развратом, у Паскина становится спокойно-обыденным

Жюль Паскин — один из известнейших представителей Парижской школы. С 1905 года жил и работал в студии на Монпарнасе, а потом на Монмартре. Был завсегдатаем кафе «Дом» и «Селект», получил дружеские прозвища «Князь Монпарнаса», «Князь трех холмов». Дружил с Амедео Модильяни, Хаимом Сутиным, Диего Ревера. Первая персональная выставка Паскина состоялась в берлинской галерее Поля Кассирера в 1907. Выставлялся на Берлинском Сецессионе (1911), на Армори-Шоу в Нью-Йорке, в парижском Осеннем салоне, Салоне независимых (1913). В 1914, спасаясь от военной службы, уехал в Лондон, а затем в Нью-Йорк, где прожил до 1920, получил американское гражданство. Вернулся в Париж, много путешествовал (Куба, Алжир, Тунис, Италия, Испания, Португалия). Паскин, с юности мучившийся депрессиями и постоянно сомневавшийся в собственном даре, покончил самоубийством, повесившись в парижской мастерской. В день его похорон 7 июня все парижские галереи были закрыты.