Открытие выставки: 22 мая 2008 года в 18.30

Современный словацкий фотограф Тибор Гусар известен во всем мире. Он работал с известнейшими театральными и кинорежиссерами, снимал Вацлава Гавела во время международных переговоров, в том числе, с Горбачевым и Ельциным, папу Иоанна Павла II, крупнейших деятелей современной культуры по обе стороны Атлантики. Гусар работал в Америке и Китае, в Европе и в России. В театральной фотографии ХХ века он является одним из законодателей нового стиля провокативной съемки 1980-х, книги этого фотографа неоднократно были названы «Лучшими изданиями года Центральной и Восточной Европы».

Природа творчества Гусара вмещает в себя сложный мир культур разных национальностей, создающих собою феномен Центральной Европы: предки фотографа венгры; он вырос в Словакии, сдержанная красота которой до сих пор вдохновляет его снимки; учился в Праге, известной своей школой документальной фотографии. Гусар человек мира и одновременно лесной царь, маг, вызывающий случайных людей из толпы и сильных мира сего на откровенный взгляд в камеру, дарящий зрителям иллюзию близкого знакомства. Гусар является продолжателем линии гуманистической фотографии, начало которой связано с именами Уолкера Эванса, Брассаи и Роберта Капа, Анри Картье-Брессона. Сила убеждения и вера в человека, выраженная фотографами-документалистами до сих пор определяет то высокое положение, которое фотография занимает в современном обществе. Тибор Гусар сегодня, продолжая работать в черно-белой документальной фотографии, находя новые темы и новые смыслы в окружающей жизни, есть живое продолжение лучших традиций модернистской фотографической школы.

В юности попробовав себя в рекламной и модной фотографии, добившись там быстрого успеха, Гусар ушел, чтобы на долгие годы посвятить себя документальной фотографии, где искусство художника скрыто за неигровой откровенной картинкой реальности. Первой большой темой, принесшей фотографу признание и опубликованной в виде книги, стали «Цыгане» Словакии, которых он продолжает снимать уже несколько десятилетий. Цыгане стали для него воплощением свободы и веры. Фотограф следует за ними в их жилища, участвует в разговорах и праздниках, соприсутствует их печалям. На его глазах растут дети этого народа, и старики уходят, прощаясь с миром в лице фотографа.

Свобода — то, что ищет Гусар в окружающем мире всю свою жизнь. За равнодушие к ней, за готовность отказаться от свободы в угоду тихой налаженной жизни он критикует своих соотечественников. Гусар участвовал в событиях «бархатной революции» в Чехословакии, страстно снимал освобождение из тюрьмы «узников совести» и митинги, становление новых государств Центральной Европы. В 1990-х, живя в Америке, фотограф нашел новый ракурс, новое воплощение темы свободы в жизни национальных и религиозных общин Нью-Йорка, города толерантности, давшего пристанище и новую родину, черным и белым, евреям, китайцам, цыганам. Евреи Нью-Йорка стали для Гусара еще одним коллективным героем, для которого вера в Бога и свобода неразделимы.

Выставка в Словацком институте включает в себя 32 произведения из двух циклов Тибора Гусара, «Цыгане Словакии» (1970—2000-е) и «Нью-Йорк — город толерантности» (1990-е). Экспозиция охватывает четыре десятилетия творчества фотографа и знакомит зрителей с эволюцией его стиля документальной фотографии.

Тибор Гусар (1952), словацкий фотограф. Стал фотографом-сотрудником чехословацкого женского журнала на венгерском языке N? в семнадцать лет. Учился в Высшей школе телевидения и кинематографии FAMU в Праге, где в разные годы учились или преподавали знаменитые деятели культуры стран Центральной и Восточной Европы, такие, как Кундера, Форман, Кустурица. Сотрудничал с журналами, работал как фотограф в театре, в кино. С Милошем Форманом работал на фильме «Народ против Ларри Флинта»; в 1989 — начале 1990-х был фотографом Вацлава Гавела. На протяжении семи лет в 1990-х фотограф по собственной инициативе создавал летопись повседневной жизни словацкого художника Коломана Сокола, живущего в Аризоне. Сегодня Сокол, в том числе благодаря усилиям Гусара, является легендой современного словацкого искусства, известной во всем мире.

Фотограф был приглашенным художником-преподавателем в американских университетах, в том числе, в School of Visual Arts в Нью-Йорке. Гусар совмещает работу фотографа в политических кампаниях с преподаванием в европейских и американских университетах и активно продолжает снимать собственные проекты по всему миру, часть из которых опубликованы в европейских иллюстрированных журналах. Первая книга Гусара «Цыгане» вышла в 1993 году. В 2007 году вышла восьмая книга фотографа, «Ретроспектива». Произведения Гусара хранятся в Словацкой национальной галерее в Словакии, в Музее прикладного искусства в Праге, в Бруклинском Музее в Нью-Йорке, Музее де Л`Элизе в Лозанне и других коллекциях.

Выставку представляют: Посольство Словацкой Республики в Российской Федерации, Словацкий институт (культурный центр) в Москве, при участии pARTner project gallery, Москва.