Московский Дом фотографии продолжает программу "Классики российской фотографии" и представляет персональную выставку Анатолия Павловича Морозова "Избранное. 1940-1970-е годы", приуроченную к 90-летию автора. Небольшая серия его военных снимков уже была представлена Московским Домом фотографии в рамках проекта "Посвящение" на Фотобиенале-2000, наряду с работами таких блестящих мастеров военной фотографии, как Е.Халдей, Д.Бальтерманц, Б.Игнатович, Г.Петрусов, Я.Халип, В.Тарасевич, М.Альперт, М.Брук-Уайт, Р.Капа, А.Ганднер, К.Майданс.

Анатолий Морозов - знаменитый российский фотожурналист, специализирующийся на военной тематике. Первые снимки он сделал в 1927 году, будучи ассистентом фотокорреспондента газеты "Правда" Алексея Самсонова, в то время уже признанного мастера фотографии. Одновременно Морозов учился в техникуме "Школа газетного ученичества". После окончания газетного училища работал в "Правде" с Максом Альпертом, которого считает своим учителем, потом в газетах "Говорит Москва", "Пионерская правда", "Комсомольская правда". С 1937 года - сотрудник газеты "Красный воин" Московского военного округа. К сожалению, весь довоенный архив Морозова в 5000 негативов был сожжен редакцией газеты во время вынужденной эвакуации из Москвы. Так пропало много редких снимков, например, уникальная посмертная фотография Владимира Маяковского.

В августе 1941 вместе с коллективом редакции газеты "Красный воин" Анатолий Морозов ушел на войну. Прошел с "лейкой" пять фронтов, снимая боевые операции действующей Армии, завершив победный путь в Берлине. Первым запечатлел главное событие последнего дня войны - как победители, расписавшись на стенах рейхстага, водрузили над ним знамя. Позже присутствовал на подписании Акта о безоговорочной капитуляции Германии и Нюрнбергском судебном процессе над гитлеровскими военными преступниками. Его знаменитая фотография – младшие сержанты Михаил Егоров и Мелитон Кантария на крыше Рейхстага – появилась во "Фронтовой иллюстрации" 10 мая 1945 года и впоследствии обошла весь мир.

Никто и ничто не может рассказать о Великой Отечественной войне всю пронзительную правду лучше и достовернее, чем документальные кадры. Легендарные фоторепортажи Морозова, подчас сделанные в минуты смертельной опасности, – уникальная фотохроника Великой Отечественной войны, вместившая трагические события ее первых дней, изнурительные боевые будни, смерть, ужас, горе и разрушение на фронте и в тылу, душевный подъем и всеобщее ликование в День Победы.
Пережитое Морозовым за 1363 фронтовых дня увековечено на его снимках. На одной из его первых фронтовых фотографий идущая с боевого задания разведгруппа несет на плащ-палатке тело погибшего командира. Этот знаменитый снимок называется "Их было пятеро". В действительности их - пехотинцев, разведчиков, летчиков, танкистов - было несоизмеримо больше. Их лица, по воле случая запечатленные на фотографиях, будут вечно напоминать о героических моментах нашего прошлого и тех, чьи имена в истории не сохранились. В послевоенные годы Морозов продолжал активную работу в военной печати: в "Иллюстрированной газете", в журналах "Старшина-сержант", "Советское военное обозрение". Всего российской печати им отдано около 70 лет жизни. В 1961 году он вышел в отставку в звании майора. Награжден орденами Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны, медалями. Ретроспективная выставка Анатолия Морозова представляет лучшие авторские отпечатки 1940-1970-х годов из личного собрания фотографа.