Дмитрий Пиликин: «Конрадт и сыновья в погоне за светом»
Несмотря на то, что цветная фотография существует в мире уже достаточно давно, ее признание петербургским фотографическим сообществом (как полноценного художественного жанра) находится только в стадии становления. Тому есть множество причин. Это и стремительное развитие, и качественный рост цветных технологий (в советских журналах цветное фото начали печатать чуть ли не с 50-х годов, но это были еще те – «фантастические» цвета за которыми, впрочем, сейчас охотятся художники); достаточно поздно пришедшая доступность «западных» материалов (существенно отличавшихся от отечественных); и конечно-же, бум связанный с введением общедоступных «кодаковских» лабораторий и народных «мыльниц». В результате, «настоящими» питерскими фотографами, цветная фотография традиционно отписывалась в область прикладной рекламы и глянцево-журнальной продукции. Действительно, степень условности и «остранения» от реальности, присущая черно-белой фотографии, позволяет ей с большей легкостью проходить на территорию «искусство».
В цветной фотографии с ее чрезмерной «конкретностью», а так же с перенасыщенной и более сложно контролируемой цветовой гаммой, получить этот «пропуск» гораздо труднее (1). Но именно такую задачу поставил перед собой еще в начале 80-х годов Дмитрий Конрадт. Начинал он, как и все с фотоклубов, где ценилось только ч/б, успел получить свой кусок популярности как рок – фотограф (включая публикации в престижном немецком журнале Stern), экспериментировал со сложными тонировками и, наконец… вышел на цвет. Здесь-то и обнаружилось, что это его главная тема и интерес.
Цвет для Конрадта не просто безусловная данность, а некое пространство находящееся в постоянном изменении. И главная задача для художника – увидеть и ПОЙМАТЬ СВЕТ. Это желание позднее сформулируется в названии персональной выставки Дмитрия Конрадта «Погоня за светом», которая была организована в музее-квартире другого известного «ловца света» Архипа Ивановича Куинджи. Но в музее-квартире Куинджи выставлялся фотограф Конрадт уже получивший признание. А этого признания еще надо было достичь, необходимо было «оправдать» присутствие цвета в фотографии перед лицом неуступчивого петербургского фотографического сообщества. И вот в марте 1997 года Дмитрий Конрадт наносит решающий удар, открывая в галерее «Борей» большую персональную выставку «Оправдание цвета». И эта выставка действительно сработала!
Настоящий Мастер всегда оставляет за собой «перепаханное поле», идти вслед за ним это значит постоянно натыкаться на его открытия. Но, в отличие от черно-белой, цветная фотография в России - это пока еще слишком большая и полноценно не освоенная территория. Появилось уже целое новое поколение петербургских авторов, интересно работающих с цветом.
Объем новых авторских подходов к цветной фотографии продолжает прибывать, но все это не снимает вопроса: «Что же такое – цветная фотография?». Задача этой выставки – попробовать «разобраться» с цветом, дать зрителю почуствовать разницу интонаций авторов работающих в одной «теме». Именно поэтому мы пригласили фотографов работающих не столько в цвете, сколько в свете. А центром и причиной этого «исследования», естественно, стал первопроходец – Дмитрий Конрадт. Выбором этого центра объясняется и отбор работ авторов. Мы старались найти параллели и в то же время показать разность авторских решений.
В работах Дмитрия Горячева (кстати, инициатора этой выставки) можно увидеть вроде бы знакомые «конрадтовские» мотивы – ультрамариновый обрез неба в узком створе питерских брандмауеров, тучи схваченные в овал внутреннего «крепостного» двора, все те же гигантские обрубки тополей на фоне бездонной стены, но ракурс и симметрия «горячевской» сьемки почти невозможены для Конрадта. А уж когда в кадр влезают куски рекламы – узнаваемый Петербург, оставаясь собой, вдруг превращается в city – город ровно залитых солнцем цветных плоскостей – некий американский Чикаго. Работы Максима Чиркста предельно живописны, поскольку в данной серии он использует крупноформатную съемку стратиграфии красочных наслоений частей старых паровозов. Из-за богатства фактуры, диапазон этих живописных пятен чрезвычайно разнообразен. Кажется, что здесь можно обнаружить все: и пустынный ландшафт и раскаленную лаву и полосчатый глубоко-зеленый малахит и храмовый витраж и экспрессивную абстрактную живопись. Но задача фотографа из тысячи возможных вариантов – отобрать один.
Лидия Верещагина в своих цветных и внешне абстрактных фото все же центрируется на обьекте. В прицел ярких крупноформатных снимков попадают бирки, значки, дверные ручки, подъездные почтовые ящики, линии архитектурных фризов, геометрия заборных досок. Ее подход к цвету совершенно иной, исходит из других «соблазнов». Впрочем, как отмечает сам Конрадт: «Кто-то любит мелодраму, а кто-то баталию».
Олег Шагапов более известен как «певец» клубной жизни и его клубные цветные фото достаточно популярны и имеют собственный стиль. Но для данной выставки мы выбрали несколько уличных фото. Как и в работах Верещагиной, им присущ яркий, заливающий цвет, обнаруженный при крупноформатной съемке: уголок живописных картонов Олега Хвостова пробитый гвоздями, православный сварной крест на двери храма и тут же рядом на желтой стене «каббалистические» знаки городских служб. Но, вдруг - в одном из фото - появляется движение и камера «мажет» цветным размывом по «реальности» как по холсту… Андрей Смирнов – это приятные по цвету «вечерние» фото, выстроенные по ритмике хокку. Привязка к конкретному ландшафту здесь уже теряет свой смысл и все равно, что это – Петербург, Московский пригород или Ярославль. При этом «свет» Смирнова выстроен по собственным законам и, пожалуй, будет слишком «ядовит» на конрадтовский вкус.
Кирилл Ефимов имеет «в запасе» инженерное образование и его фото, как правило, подчинены цветовой геометрии и топологии, где цвет вступает во взаимодействие с линией. По сравнению с Конрадтом его цвет слишком «конкретен», поскольку Ефимов все же работает с цветом, а не с игрой света. Кроме того, угол его зрения совершенно иной и расширен за счет использования широкоугольного объектива. Сергей Щербаков – это тот фотограф у которого (по Конрадту) цвет работает. Вроде бы, все те же питерские стены, но абсолютно иное ощущение: обрывок ультрамаринового рокала на бурой стене, почему-то смутно отсылающий к обложке Led Zeppelin «Presents», белые живописные «елки» от побелки, чернильное взрывное пятно на черно-буром, плоский рельеф знака на литой чугунине, фактура стены рыхлая как пробка и вдруг надпись на ней «это наша территория» – социум прорвавшийся в изысканной отвлеченной эстетике.
Будем надеятся, что опыт объединения столь разных авторских подходов в одной выставке, позволит участникам и зрителям получить новые интересные наблюдения и аргументы в пользу «оправдания цвета».
(1) Безусловно, это утверждение требует корректировки ввиду стеремительных процессов изменения отношения к феномену фотографии от «жанра» к «медиуму». В этом смысле прямолинейная «документация» жизни (как и все, любимые художниками «краевые зоны»: массовая, любительская, народная, китчевая и любая другая «плохая» фотография с ее «ошибками» и непередаваемым чувством стиля) приобретает особую художественную ценность и популярность. Но в этом тексте я оставляю этот подход за рамками повествования.
Дмитрий Горячев: «…На одном выставкоме член уважаемой комиссии сказал, посмотрев на мои работы:
– Просто Конрадт какой-то, спасибо, не надо…
– Это лучший сказаный мне комплимент – ответил я»
Максим Чиркст: «…долгое время я полагал, что правильно и тонко передать атмосферу нашего Города можно только в черно-белой фотографии, но фотографии Дмитрия Конрадта изменили мое мнение…»
Кирилл Ефимов: «…Дмитрий Конрадт, благодаря которому родилась идея этой выставки, был, возможно, одним из первых, кто всегда стремился запечатлеть объекты города на цветной пленке не для коммерческого (»открыточного») использования»
Сергей Щербаков: «…я не могу сказать о Кондрате, как о своём учителе или о себе как о его последователе, но при этом, я всегда рад его замечаниям. В цветовых «играх» его опыт невозможно не учитывать»
Лидия Верещагина: «чувство цвета не может быть чьим-то, оно, как и мысль парит в воздухе в ожидании следующей «жертвы». В этом, по-видимому, и заключается смысл словосочетания «Конрадт и последователи»…
Андрей Смирнов: «…чтобы различить цвет нужно очень постараться»
Олег Шагапов: «Нет слов. Пойдем лучше в «Циник»
Партнерская ссылка – подъездные почтовые ящики
