Круглое всегда гармоничнее прямоугольного, но прямоугольное более технологично. Именно поэтому нас окружают дома-коробки и лишь отдельные архитекторы рискуют выйти за рамки привычного – Мельников, Гауди, Корбюзье.
Объектив – круглый – это знают все, но при этом мало кто задумывается над тем, почему вокруг нас только лишь прямоугольные изображения. Ответ прост и банален – так проще. Проще и технологичнее изготавливать пленку, проще ее обрабатывать. Легче нарезать бумагу, делать рамки. Так технологичнее.
Но изображение, даваемое объективом, всегда круглое! Значит, «вырезая» из него привычный прямоугольник или квадрат, мы умышленно отказываемся от значительной его части. Многое остается вне поля нашего зрения. И так всегда! На протяжении полутора столетий существования фотографии!
Однажды увидав на матовом стекле полное изображение, даваемое объективом, я был поражен этой нерациональностью. Так родилась идея проекта «Квадратура круга».
Поначалу была собрана примитивная камера с простеньким широкоугольником и первые натюрморты, сделанные ею, понравились мне. Долго вынашивалась идея более серьезного фотоаппарата. Многое из представленного на этой выставке, сделано самодельной камерой формата 13х18 см, снабженной отличным объективом с фокусным расстоянием 50 мм.
Фотографы знают, что подобный объектив на такой формат работает как огромный широкоугольник, но, глядя на изображение, этого никогда не скажешь! Происходит невероятное – исчезают искажения, изображение становится гармоничнее, но при этом в кадр попадает все – вплоть до рук и ног фотографа, неловко расположившегося у камеры!

Можно по-разному относиться к этому эксперименту. Кто-то пройдет мимо, кто-то скажет – чудачество, ортодоксы отзовутся еще резче. Но есть для меня в этом что-то завораживающее, чем-то привлекает меня это круглое изображение. И я вновь и вновь беру в руки эту камеру и делаю снимки, которые я никогда бы не сделал другим аппаратом. Этим я спасаю от забвения какую-то часть окружающего нас мира.
Может быть, и кому-то из Вас это придется по душе.

Владимир Никитин, Санкт-Петербург