22 июня 1941 г. Павел Лукницкий сообщает в Союз писателей о своем желании немедленно ехать на фронт и просит включить его в первый список мобилизуемых.

25 июня 1941 г. газета «Правда» опубликовала первую корреспонденцию Лукницкого «На боевых постах». В этот же день он едет в Петрозаводск корреспондентом газеты «Во славу Родины». Корреспонденций было так много, что «иные из них опубликованы под псевдонимами или даже без подписи» (из дневниковой записи от 12 августа 1941 г.). Вскоре вызван в Политуправление фронта за новым назначением: специального военного корреспондента Ленинградского отделения ТАСС. На Ленинградском фронте был до конца блокады. После разгрома Ленинградской, Новгородской, Псковской области с войсками 2-го и 3-го Украинских фронтов прошел весь освободительный путь через Польшу, Болгарию, Югославию, Румынию, Австрию, Чехословакию — здесь, в Праге, закончил войну майор Лукницкий.

Жители блокадного Ленинграда, горящие дворцы Пушкина, Павловска, Гатчины, уличные бои и партизанский быт, победные шествия и колонны военнопленных — вот лишь некоторые темы экспозиции. Небольшая по объему, она значительна по выразительности именно благодаря эффекту присутствия вонкора Лукницкого в каждом сделанном кадре. Трудно сказать: фотографии иллюстрируют дневниковые записи, репортажи, или наоборот — дневниковые записи служат комментариями к сделанным кадрам. Эта особенность использована в построении экспозиции выставки.

Кроме того, в экспозицию не случайно включены некоторые экспонаты из Литературно-краеведческого музея «Героям жить в делах живых» г. Кировска Ленинградской области: Павел Лукницкий участвовал в кровопролитных боях на Невском пятачке, где в неравном бою полегли сотни тысяч солдат. Десятилетия спустя здесь вода и земля выносили на поверхность неразорвавшиеся снаряды и гильзы: есть и такое фотосвидетельство писателя.

Свидетели утверждают: мужество Лукницкого-воина было продолжением его гражданской позиции, выработанной с самых юных лет. Так, например, ему было двадцать с небольшим, когда он пришел к Анне Ахматовой с просьбой помочь с материалами для дипломной работы о поэте Гумилеве. Как мог он отважиться на это всего через три года после расстрела поэта, обвиненного по делу профессора Таганцева в заговоре против Советской власти? Ходил по краю пропасти: мало того, что увлекался не «тем» поэтом, еще и сам «не того» происхождения. Одного Пажеского корпуса могло хватить, чтобы отправиться вслед за Гумилевым. Были и обыски, был и арест в 1927 году.

Павел Николаевич Лукницкий когда-то вывел на листе бумаги — «Труды и дни Николая Гумилева». И не подозревал, что совершает гражданский подвиг. Сегодня далеко не вся читающая публика представляет себе, что биографию поэта Николая Степановича Гумилева, да и многие его стихи, собрал для потомков по строчкам (иногда и в буквальном смысле) Павел Николаевич Лукницкий. Студент и начинающий поэт, он с 24 года по 29 год прошлого столетия собрал не только два тома материалов по Гумилеву, но и замечательный архив литературных документов начала XX века.

«Acumiana» — «Акумиана» — так он назвал свой архив по Ахматовой. А Вера Лукницкая по этому архиву написала книгу «Из двух тысяч встреч», выступив в роли деликатного проводника. По выражению Н. Струве в предисловии к двухтомнику «П. Н. Лукницкий. Acumiana. Встречи с Анной Ахматовой»(YMCA-PRESS, Paris, 1991), в 1962 г. Ахматова сама пришла к Лукницкому в Комарове «в поисках своего прошлого». Авторы концепции выставки в РГГУ убеждены в том, что «в поисках прошлого» к архиву Лукницкого будет обращаться не одно поколение исследователей.