Фотографический портрет с середины XIX века до начала XX столетия в России
В последние годы неуклонно растет интерес общества к культурному наследию России и к искусству российской фотографии, в частности.
Улавливая веяние времени, фотогалерея «Феникс» продолжает сотрудничество с владельцами фотографических коллекций.
Выставка, которую мы предлагаем вашему вниманию, наглядно демонстрирует развитие фотографии как ремесла и как искусства в царской России на примере господствующего жанра в светописи с момента изобретения фотографии — жанра «портрет».
Не погружая зрителя в историю совершенствования фотографической техники и не претендуя на научно-справочные описания отдельных имен и судеб, мы, максимально широко трактуя тему «портрет», показываем все разновидности фотографического портрета.
Это хронологически прослеженные мужские, женские, детские одиночные портреты; семейные (в том числе свадебные) и групповые портреты; парадные, официальные и бытовые, психологические портреты; павильонные, выездные портреты, и т.д.
Самые ранние по времени экспонаты — это дагеротипы — первые фотографии на серебряных или посеребренных пластинах, и так называемые «визитки» разме-ром 6 х 9 см 50 х — 60х годов позапрошлого столетия. На этих миниатюрных фотографиях, несмотря на наивную примитивность композиций и статичность портретируемых, (что было обусловлено длительностью экспозиции), фотографы добивались поразительного внешнего сходства, а, иногда, и раскрытия внутреннего мира человека, сидящего или стоящего перед камерой. Теперь, через флер времени, мы все больше чувствуем необъяснимую прелесть этих первых творений фотографии.
Зритель может проследить, как с годами растет мастерство фотографов — портретистов, как все более выразительными и непринужденными становятся соз-данные ими портреты. Фотографы, как и живописцы, проходили неизбежный путь любого художника — от ремесла к искусству.
На выставке представлены работы почти всех известных российских фотомастеров, в том числе стоявших у истоков отечественной фотографии «патриарха русской фотографии» С.Л.Левицкого, А.И. Деньера, В.А.Каррика, М.Б. Тулинова, и начавших позже А.О. Карелина, М.П. Дмитриева, К.К. Буллы, П.А. Оцупа и многих других замечательных фотографов из всех российских регионов.
На фотографических портретах разных по размеру и оформлению (кабинетный, будуарный, настенный портрет и пр.) — люди разного положения и звания. Здесь и коронованные особы, представители дворянства и духовенства, купцы и промышленники, студенты, солдаты, городские ремесленники и сельские жители.
В отдельную группу можно выделить фотопортреты, дорисованные художником или раскрашенные цветными красками. Представлены образцы оформления фотографий: старинные медальоны, рамки разных стилей, семейные альбомы прошлых столетий.
Задача выставки — побудить интерес к истории России, жители которой на представленных портретах несут характерные черты ушедшей эпохи. Там же и материальные приметы прошлого: обстановка, предметы быта, детали костюма, награды и украшения.
Задача выставки — продемонстрировать профессионализм и тонкий вкус русских фотомастеров, показать, что наше фотографическое наследие — это явление русской художественной культуры.
Мы уверены, что каждый посетитель выставки будет ещё бережнее хранить фотографический архив своей семьи для будущих поколений.
Прекрасные лица наших далеких предков смотрят нам в глаза.
Не отводите взгляд.
Материал для выставки старинного фотографического портрета предоставили московские коллекционеры — фотохудожник и журналист Анатолий Панфиль и офицер в отставке, участник художественных фотовыставок Виктор Штульман.
